Обувь начнут маркировать

Правительство предлагает маркировать всю обувь, ввозимую и производимую на территории страны.

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации о проведении с 1 июня по 31 декабря текущего года эксперимента по маркировке обуви. Следует напомнить, что в настоящее время уже введена обязательная маркировка меховых изделий, в прошлом году проводился эксперимент по идентификации лекарственных препаратов, а с 15 января стартовал пилотный проект по маркировке табачной продукции.

Целью проведения эксперимента, в частности, является апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации обуви для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту обувных товаров, в том числе контрафактных, и также для обеспечения повышения собираемости таможенных и налоговых платежей. В эксперименте на добровольной основе могут участвовать производители и импортеры обуви, а также предприятия оптовой и розничной торговли.

Для проведения эксперимента должны быть утверждены методические рекомендации, которыми определяются правила маркировки (в т. ч. виды используемых в эксперименте средств идентификации, структура наносимых на указанные средства идентификации кодов, способы их нанесения), требования к оборудованию, порядок подачи заявки на участие в эксперименте, регистрации участников и внесения информации в систему, функции участников эксперимента, а также порядок их взаимодействия.

Проведение эксперимента будут обеспечивать Министерство промышленности и торговли России Министерство финансов России, Минкомсвязь России, ФСБ России, ФНС России, ФТС России и Роспортребнадзор. Какие именно средства идентификации будут использоваться в эксперименте, согласно проекту постановления должен определить Минпромторг России. Оператором информационной системы на время эксперимента вызвалось стать ООО «Оператор-ЦРПТ» с уставным капиталом 10 тысяч рублей.

В целом инициативу по введению маркировки обуви нужно приветствовать. Однако велика вероятность того, что цены на обувь повысятся, поскольку на первом этапе внедрения технологии маркировки у производителей обуви появятся дополнительные затраты по приобретению и установке оборудования для нанесения штрих-кодов на обувь. Дополнительные издержки понесут и продавцы. Все эти расходы будут заложены в стоимость продукции, что скажется на стоимости обуви, то есть в итоге лягут на плечи потребителя.

Вопрос в том: каким образом это будет реализовано? На рынке присутствует различная обувь. К примеру, на качественную кожаную обувь можно вводить маркировку, так как это существенно не повлияет на ее цену. Но как быть с дешевой обувью: тапочками, сандалиями из искусственной кожи и т. п. Маркировка такой обуви повлияет на ее стоимость. Если маркировать не всю обувь, а только определенного ассортимента, то нужно выработать критерии, каким образом это будет реализоваться на практике.

Представляется, что маркировка обуви не решит проблему контрафактной обуви. Успешный опыт реализации подобного проекта с меховыми изделиями, в результате которого официальные продажи шуб и иных изделий из меха возросли в шесть раз, а 20 % предпринимателей вышли из «тени», не должен приводить к принятию шаблонных решений. В отличие от торговли меховыми изделиями, порог вхождения в обувной бизнес в разы меньше и, следовательно, предлагаемые меры не принесут ожидаемого эффекта.

Те, кто ввозил обувь легально – так и будут ввозить, а кто возил контрафакт – продолжат его возить. Потребуется создание подразделений, которые будут отлавливать правонарушителей. Так не проще ли сделать более понятными правила для бизнеса, чтобы предприниматели не прятались от государства? Запретительные меры приведут только к тому, что бизнес будет искать способы их обойти. Наоборот, нужно вводить послабления для бизнеса, чтобы предприниматели не искали способы обхода закона.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу