Долги до ста тысяч взыщут по месту работы

Минюст предлагает разрешить взыскание задолженности до ста тысяч рублей без обращения в службу судебных приставов.

Министерство юстиции разработало законопроект, повышающий до 100 тысяч рублей планку задолженности, при которой исполнительный документ о взыскании денежных средств можно направить по месту работы должника. Информация о разработке проекта Федерального закона «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» опубликована на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Правда, сам проект закона на портале отсутствует.

Следует напомнить, что в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» максимальная сумма, когда исполнительный документ о взыскании денежных средств или периодических платежей может быть направлен непосредственно взыскателем в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и другие периодические платежи, составляет 25 тыс рублей. Минюст предлагает повысить этот порога до 100 тыс рублей.

Постановления об обращении взыскания на зарплату и иные доходы должника составляют значительную часть процессуальных документов выносимых судебными приставами-исполнителями, а трудозатраты по исполнительным производствам с размером менее 100 тыс рублей представляются неоправданными. По мнению Минюста, реализация законопроекта будет способствовать обеспечению прав граждан на своевременное исполнение требований исполнительного документа и снижению нагрузки на судебных приставов.

Попытки снизить нагрузку на судебных приставов-исполнителей предпринимались не раз. Так, Федеральным законом от 28.12.2013 N 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» введена норма, ограничивающая право взыскателя на повторное предъявление исполнительного документа, по которому ранее исполнительное производство было окончено судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

При этом срок ограничения права взыскателя на повторное предъявление исполнительного документа к исполнению зависит от вида исполнительного документа, на основании которого возбуждалось оконченное исполнительное производство: шесть месяцев после дня окончания исполнительного производства – по исполнительным листам, судебным приказам, удостоверениям, выдаваемым комиссиями по трудовым спорам; два месяца после дня окончания исполнительного производства – по иным исполнительным документам.

Несмотря на это, начиная с 2012 года доля успешно оконченных исполнительных производств неуклонно снижается – с 75 до 61 %. Взысканные службой судебных приставов суммы составляют менее одной пятой всего объема задолженности – 13-17 %. Большинство успешно оконченных исполнительных производств приходится на мелкие штрафы, в частности, за нарушения правил дорожного движения. То есть судебные приставы больше ориентированы на исполнение большого количества исполнительных документов с мелкими долгами.

Причина неэффективности службы судебных приставов взыскания задолженности кроется в системе оценки работы судебных приставов-исполнителей, которая не стимулирует работу с крупными должниками. Связано это и с тем, что взыскание задолженности по налоговым и таможенным платежам, пеней, штрафов является для судебных приставов приоритетом. В результате граждане и организации годами не могут добиться исполнения судебных решений и вынуждены обжаловать бездействие судебного пристава.

Новая инициатива Минюста призвана ускорить процедуру исполнения судебных решений по взысканию денежных средств с должников. Но для того, чтобы ею воспользоваться, взыскателю необходимо иметь информацию о месте работы должника или получаемых им пенсии, стипендии и других периодических платежах. Каким образом взыскатели смогут самостоятельно выяснить место работы должника – вопрос. Будут ли им предоставлять такую информацию, пока неизвестно. Планируется, что изменения вступят в силу в августе этого года.

Представляется, что для решения проблемы снижению нагрузки на судебных приставов-исполнителей нужно разрешить заниматься взысканием задолженности частным судебным исполнителям, которые бы работали на коммерческой основе, получая за свои услуги определенный процент от суммы долга, как это делается во Франции, Бельгии, Люксембурге и ряде других стран континентальной Европы. В компетенции ФССП необходимо оставить лишь взыскание в пользу государства и социально значимых платежей.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу