Должная осмотрительность при выборе контрагентов

ФНС России  объяснила налогоплательщикам, как проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов.

Федеральная налоговая служба разъяснила налогоплательщикам, как проявлять должную осмотрительность при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности и выборе контрагентов. В письме ФНС России от 12.05.2017 N АС-4-2/8872 даются рекомендации для проверки контрагентов при заключении договоров, а также перечисляются сведения, которые в соответствии с внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации изменениями не являются налоговой тайной.

Следует напомнить, что законодательство о налогах и сборах не содержит такого понятия как «должная осмотрительность». Поэтому для самостоятельной оценки рисков при выборе налогоплательщиками контрагентов Федеральная налоговая служба предлагает использовать утвержденные приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333 общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Так, при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с контрагентами, Федеральная налоговая служба рекомендует исследовать следующие признаки: отсутствует информация о государственной регистрации контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ); контрагент зарегистрирован по так называемому адресу «массовой регистрации»; отсутствует информация о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных, торговых площадей и т. д.

В письме Федеральной налоговой службы указывается, что суды, разрешая налоговые споры о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды, исходят из фактических обстоятельств конкретного дела и достаточности доказательной базы, представленной сторонами спора. То есть перечень необходимых действий и документов, подтверждающих проявление налогоплательщиками должной осмотрительности, не является исчерпывающим и зависит от обстоятельств рассматриваемого спора.

Ранее ФНС России в письме от 13.02.2017 N ЕД-4-15/2518, отвечая на вопрос о включении в договор условий о проверке уплаты контрагентом налогоплательщика налога на добавленную стоимость (НДС), разъяснила, что при проведении проверок налоговыми органами всесторонне оценивается совокупность фактов и обстоятельств, установленных в ходе проверки, указывающих на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды применительно к каждому случаю (см. Налогоплательщикам напомнили о должной осмотрительности).

В письме ФНС России от 23.03.2017 N ЕД-5-9-547 указывается, что налоговым органам необходимо уделять особое внимание оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиками мер по проверке контрагентов, а также оценивать на предмет получения необоснованной налоговой выгоды проверяемого налогоплательщика и совершенных им действий, а не его контрагентов. Помимо этого налоговым органам поручено исключить формальные подходы в ходе проведения налоговых проверок (см. Налоговикам запретили заниматься формализмом).

В настоящее время режим налоговой тайны не распространяется на ряд сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа. Налогоплательщики вправе запрашивать, а налоговые органы обязаны предоставлять информацию об идентификационном номере контрагента налогоплательщика, о нарушениях контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах мерах ответственности за эти нарушения, о специальных налоговых режимах, применяемых контрагентами налогоплательщика и др.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу