Конституционный суд даст оценку Платону

Конституционный суд проверит конституционность взимания платы с грузовиков за проезд по федеральным трассам.

Конституционный суд принял к рассмотрению запрос о соответствии Конституции Российской Федерации платы за проезд грузовых автомобилей массой более 12 тонн. Заседание Конституционного суда по указанному вопросу назначено на 14 апреля 2016 года.

Судьям Конституционного суда предстоит дать оценку на соответствие Конституции положений статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 504.

Указанные нормы имеют отношение к работе системы взимания платы с автомобилей, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, за проезд по федеральным дорогам, именуемой Платон. В конце прошлого года система Платон стал причиной недовольства грузоперевозчиков по всей стране.

По мнению заявителей, плата за проезд большегрузных автомобилей по дорогам общего пользования, взимаемая Платоном, не соответствует статье 57 Конституции, которая возлагает обязанность платить только законно установленные налоги и сборы, поскольку введена постановлением правительства, а не Налоговым кодексом Российской Федерации или другим Федеральным законом о налогах и сборах.

Понятие законно установленные налоги и сборы означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Это нашло свое закрепление в Налоговом кодексе, в соответствии с которым, — ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные указанным Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

При установлении налогового платежа должны быть определены все элементы налогообложения. Плата за проезд грузовых автомобилей массой более 12 тонн за проезд грузовых автомобилей массой более 12 тонн содержит все признаки налоговых платежей. Однако ни один ее обязательный элемент (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога) не установлен законом.

Правительство в пределах своей компетенции вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, но указанные акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. В случае с Платоном данный запрет оказался нарушен.

Конституционный суд в своих постановлениях неоднократно высказывался о том, что установить налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными. Так, в постановлении Конституционного суда от 04.04.1996 N 9-П указывается, что Конституция исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти.

В постановлении Конституционного суда от 11.11.1997 N 16-П подчеркивается, что конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти.

При рассмотрении дела о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» Конституционный суд признал, что публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции (Постановление от 28.02.2006 N 2-П).

Плата за проезд большегрузных автомобилей является отчуждением собственности, носит обязательный характер, обеспечивается государственным принуждением и предназначена для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог. Указанная плата не отличается от других налоговых платежей и, следовательно, должна вводиться Федеральным законом.

Александр КИРПИКОВ

Автор — руководитель центра Кирпиков и партнеры

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу