Ликвидация фирмы через офшор с уголовной ответственностью

Ликвидация юридических лиц через офшор, которой пестрит интернет, грозит уголовной ответственностью.

В последнее время в сети «Интернет» активно рекламируется ликвидация юридических лиц через офшор. Реклама преподносит такую ликвидацию как эффективный способ избавления от ставшей ненужной организации по сравнению иными схемами ликвидации. Суть схемы сводится к переоформлению доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на офшорную компанию. Реклама ликвидации фирм через офшор обещает, что теперь все претензии по фирме нужно будет предъявлять офшору – на какие-нибудь Британские Виргинские острова или Сейшелы.

Процесс передачи в офшор проходит в два этапа. Новый учредитель – иностранная организация входит в состав участников общества, а прежние владельцы выходят из состава учредителей, в результате чего фирма-нерезидент получает все необходимые права на владение компанией. Затем назначается директор организации, не являющийся резидентом Российской Федерации. По утверждению лиц, которые предлагают на сайтах услуги по ликвидации через офшор, после завершения всех необходимых процедур вся ответственность ложится на иностранную компанию и ее директора. В этой связи необходимо предостеречь предпринимателей от неприятностей, которые могут грозить при  использовании подобной схемы.

Бизнесменов привлекают слова «офшор» и «гражданин иностранного государства». От них веет какой-то воображаемой надежностью и стабильностью. Помимо этого, весьма привлекательно выглядят утверждения о том, что такая ликвидация на 100 % законна, без уголовной и субсидиарной ответственности, с любыми долгами и без налоговой проверки. В итоге создается впечатление, что заграницу уходят, не только права по распоряжению юридическим лицом, но и все прошлые дела, возможные проблемы с законом, долги организации и тому подобные вещи. Однако замена участника общества на офшорную компанию и смена руководителя на иностранного гражданина не является панацеей от любых бед.

Начнем с того, что «ликвидация через офшор» в том понимании, которое придается российским законодательством ликвидации юридического лица, ликвидацией не является. То есть организация не ликвидируется и будет продолжать находиться по адресу регистрации. Поэтому на практике возможны сценарии развития событий, о которых на сайтах, рекламирующих «ликвидацию через офшор», предпочитают умалчивать. Дело в том, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов возложен на налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика. Поскольку организация не ликвидирована, налоговикам ничто не мешает провести выездную налоговую проверку за периоды, предшествующие передаче фирмы в офшор.

Более того, информация об организации, исключенной из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), будет храниться в базах данных госорганов даже после ее ликвидации. Если обнаружится задолженность по налогам и сборам, то бывшие участники и руководители юридического лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам организации (см. Ответственность по долгам юридических лиц ужесточат). А при наличии признаков уклонения от уплаты налогов, учредителям и руководителям фирмы, переданной в офшор, грозит общение со следователями Следственного комитета Российской Федерации.

В рекламе «ликвидации через офшор» утверждается, что подставные лица при «ликвидации» фирмы с помощью офшора не используются, поэтому бывшие участники общества не подпадают под статьи 173.1 и 172.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую уголовную ответственность за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, а также за представление в налоговый орган данных, повлекшее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах. Между тем, граждане иностранного государства могут сыграть роль таких же подставных, как и наши, отечественные. Чем, к примеру, номиналы из Киргизии или Таджикистана отличаются от номиналов из Курской или Орловской областей?

В соответствии с нормами Уголовного кодекса о действии уголовного закона в пространстве иностранные граждане подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации. Документы для государственной регистрации предоставляются на территории России, а статьи 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса предназначены для защиты отношений в сфере госрегистрации. Следовательно, в деянии, связанном с предоставлением документов на регистрацию с участием иностранных граждан присутствуют оба необходимых признака состава преступления: совершение деяния на территории Российской Федерации и против интересов государства.

Безусловно, доказывание умысла по таким делам сопряжено со сложностями, а в случаях с гражданами иностранных государств – тем более. Однако направление запросов коллегам из других стран позволяет правоохранительным органам получить информацию об отсутствии деятельности иностранной компании и номинальности ее руководителя. Для появления у правоохранительных органов интереса к смене участников или руководителя юридического лица достаточно заявления кредитора или налогового органа. После чего могут начаться оперативно-розыскные мероприятия, а при наличии достаточных данных будет возбуждено уголовное дело и проведены следственные действия.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу