Убытки бизнеса из-за коронавирусной инфекции – кто возместит?

Бизнес из-за борьбы с коронавирусной инфекцией терпит убытки. Должно ли государство возместить ущерб организациям и индивидуальным предпринимателям?

В связи с распространением коронавирусной инфекции указом президента до 30 апреля продлены нерабочие дни. По этой причине приостановлена деятельность большинства организаций и индивидуальных предпринимателей. Исключение предусмотрено для непрерывно действующих, медицинских и аптечных организаций, организаций, обеспечивающих население продуктами питания, товарами первой необходимости и др.

Принудительное приостановление деятельности произведено из благих намерений – в целях недопущения распространения коронавируса. В результате до начала мая (нужно учесть еще и праздничные выходные дни) значительная часть организаций и индивидуальных предпринимателей лишены возможности реализовывать товары (работы, услуги) и не получат дохода. Между тем они вынуждены нести расходы на оплату аренды, персонала и т. п.

Где взять деньги на выплату заработной платы работникам

Неполученные доходы – это вид убытка, денежные потери, которые организации и индивидуальные предприниматели получили бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы их право не было бы нарушено (упущенная выгода). Размер упущенной выгоды определяется с учетом затрат (в разумных пределах) сопутствующих получению дохода при нормальном развитии событий исходя из принципов справедливости.

Владимир Путин, объявив нерабочие дни и отправив практически всю страну в месячный «отпуск», потребовал при этом сохранения за работниками заработной платы. Но, где взять денежные средства на выплату зарплаты, в указе президента не говорится. Одно дело, если деньги на ее выплату поступают их федерального, регионального или местного бюджета. И совсем другое дело, если оплата труда напрямую зависит от выручки. В итоге бизнес несет убытки.

Убытки приведут к банкротству организаций и предпринимателей

Несмотря на содержащееся в указе требование сохранять заработную плату, почти треть организаций уже отправили работников в неоплачиваемый отпуск. А почти каждая вторая организация планирует сделать это в ближайшее время. При этом каждая пятая организация уже сократила зарплаты, и еще треть готова это сделать в ближайшие месяц-два. Убытки не оставляют выхода: около трети организаций находится на грани банкротства.

Если приостановление деятельности затянется, это приведет к убыткам для бизнеса. Снижение цен на нефть, сжатие внутреннего спроса и убытки приведут к тому, что существенная часть распустивших персонал организаций и индивидуальных предпринимателей просто не смогут вновь открыться. И чем дольше продлятся нерабочие дни, тем жестче будет эффект. В результате не удастся избежать рецессии и социальных последствий, включая бедность и безработицу.

Возмещение вреда организациям и индивидуальным предпринимателям

Приостановление деятельности мотивировано целями обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Между тем, Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения должны осуществляться за счет государства, но никак не за счет организаций и индивидуальных предпринимателей.

В силу указанного Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели, так же как и граждане, имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу, включая реальный ущерб и упущенную выгоду. Основанием для возмещения вреда является осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включая введение ограничительных мероприятий (карантина).

Режим повышенной готовности должен финансироваться из бюджета

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер» возлагает финансовое обеспечение мер по предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера на Российскую Федерацию, регионального и межмуниципального характера – на ее субъектов, а муниципального характера – на муниципалитеты.

С учетом этого, финансовое обеспечение установленных мер по предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях является обязанностью Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Соответственно, режим повышенной готовности должен финансироваться из бюджета. Перекладывание этой обязанности на работодателей под видом выплаты зарплаты незаконно.

Организации и предприниматели вправе требовать возмещения убытков

Гражданское законодательство содержит норму, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели, понесшие убытки в результате правомерных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, вправе требовать от них компенсации в случаях и порядке, определенных законом.

Введение режима повышенной готовности повлекло для предпринимателей денежные потери, которые они вправе возместить. Отсутствие в законе конкретных условий и правил, на основании которых государство должно выплачивать компенсацию, не лишает организацию или индивидуального предпринимателя права обратиться с иском о возмещении убытков, в частности, упущенной выгоды.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу