ФНС разъяснила правила проведения налоговых проверок

ФНС России довела для сведения и использования в работе нижестоящих налоговых органов разъяснения по вопросу проведения выездных налоговых проверок.

Федеральная налоговая служба направила для сведения и использования в работе нижестоящих налоговых органов рекомендации, в которых разъяснила правила проведения налоговых проверок. В частности, в письме ФНС России от 07.06.2018 N СА-4-7/11051 указывается на возможность пересмотра в ходе выездных налоговых проверок выводов, сделанных налоговым органом по результатам камеральных налоговых проверок.

В обоснование ФНС России ссылается на определение Конституционного суда от 10.03.2016 N 571-О, в котором содержится вывод о том, что при проведении выездной налоговой проверки, которая является углубленной формой налогового контроля и не дублирует контрольные мероприятия, осуществляемые в ходе камеральных налоговых проверок, не исключается выявление нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной налоговой проверки.

При этом наличие решения по результатам камеральной налоговой проверки не исключает возможности привлечения налогоплательщика к ответственности и начисления пени за несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов, установленное в ходе выездной налоговой проверки, поскольку  выездная налоговая проверка представляют собой механизм определения действительного размера налоговой обязанности налогоплательщика.

Еще одно разъяснение касается налоговых обязательств по налогу на прибыль. Если по итогам выездной налоговой проверки налоговый орган выявил недоимку по налогам, то доначисленнная сумма должна быть учтена в расходах, учитываемых при расчете налога на прибыль. Данный вывод содержится в письме ФНС России от 17.04.2017 N СА-4-7/7288 с обзором правовых позиций судов по спорам с налогоплательщиками за первый квартал 2017 года.

В указанном письме со ссылкой на определение Верховного суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 305-КГ16-13478 по делу N А40-159258/2015 говорится, что налоговый орган, доначислив по результатам выездной налоговой проверки налог на имущество организаций, обязан уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму доначисленного налога, если налог на прибыль организаций входит в предмет выездной налоговой проверки.

Такая же позиция выражена в обзоре судебной практики Верховного суда за 2017 год. Верховный суд, опираясь на правовую позицию, сформулированную ранее в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 17152/2009, сделал вывод, что налоговый орган обязан уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму доначисленных налогов при условии, что проверка правильности исчисления налога на прибыль входила в предмет выездной налоговой проверки.

В письме разъясняется, что в случае подачи налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган имеет право, как на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля и учет показателей уточненных налоговых деклараций при принятии решения по проверке, так и на повторную выездную налоговую проверку.

При принятии решения об учете уточненных налоговых обязательств при вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки налоговый орган обязан учитывать положения Налогового кодекса Российской Федерации о трехлетнем сроке возврата излишне уплаченного налога, а также иные специальные сроки возврата налогоплательщикам налогов из бюджета  или учета сумм полученных убытков за предыдущие налоговые периоды.

Разъяснения также касаются ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы. Наряду с общим правилом исправления ошибок, налогоплательщик имеет право произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором ошибки были выявлены, если допущенные ошибки привели к излишней уплате налога, поскольку этом случае ошибка в определении налоговой базы и суммы налога не приводит к нарушению интересов казны.

Признается допустимым исправление такой ошибки посредством отражения исправленных сведений в текущей налоговой декларации. При этом предполагается, что к моменту исправления ошибки (подачи налоговой декларации) не истек трехлетний срок возврата (зачета) переплаты, учитывая, что лишь в течение указанного срока налогоплательщик вправе распоряжаться соответствующей суммой излишне уплаченного в бюджет налога.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу