Граждане не оставляют попыток оспорить применение единой методики определения ущерба.
Автовладельцы недовольны Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России, и не оставляют попыток оспорить ее применение.
В прошлом году граждане обращались в Верховный суд с требованием признать указанную методику частично недействующей. В частности, те ее положения, согласно которым определение стоимости новой запасной части, установка которой назначается взамен подлежащего замене комплектующего изделия (детали, узла и агрегата), осуществляется путем применения справочников в отношении деталей (узлов, агрегатов).
В случае отсутствия таких баз данных, определение стоимости проводится методом статистического наблюдения среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах границ товарного рынка, соответствующего месту ДТП.
По мнению заявителей, указанные положения противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и нарушают право потерпевшего на полное возмещение причиненных ему убытков.
Верховный суд, рассмотрев заявления владельцев транспортных средств, отказался их удовлетворять.
Суд пришел к выводу, что нормативные предписания методики не содержат запретов или иных правовых механизмов расчета размера расходов, связанных с восстановительным ремонтом поврежденного автомобиля, которые препятствуют возмещению убытков.
По мнению суда, факт возмещения убытков конкретным страховщиком в размере расходов, менее необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, не связан с применением методики.
Подобное решение страховщика, как и соответствующее решение профессионального объединения страховщиков в лице Российского союза автостраховщиков, которое формирует и утверждает справочники — электронные базы данных стоимостной информации в отношении деталей (узлов, агрегатов), может быть оспорено в ином судебном порядке по заявлению заинтересованного лица, — говорится в решении суда по одному из исков.
Это не остановило граждан, и они попытались оспорить в Конституционном суде положения Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в соответствии с которым независимая техническая экспертиза проводится с использованием уже упоминавшейся методики.
По мнению заявителей, указанная норма нарушает их конституционные права, поскольку предусматривает определение размера ущерба с использованием только единой методики, тем самым исключая возможность оспаривания размера причиненного ущерба в случае его несоответствия рыночным ценам, что лишает их права на возмещение причиненного вреда в полном объеме.
Судьи Конституционного суда за один день рассмотрели сразу четыре жалобы, и во всех случаях отказали заявителям.
Мотивировка определений одна: оспариваемое положение, предписывающее осуществление независимой технической экспертизы в соответствии с методикой, является частью механизма определения размера подлежащего возмещению вреда в рамках ОСАГО и не препятствует его возмещению в полном объеме, а потому не может расцениваться как нарушающее права заявителей.
Российский союз автостраховщиков, одно из ключевых направлений деятельности которого состоит в представлении и защите интересов страховщиков, связанных с осуществлением обязательного страхования, является объединением страховых организаций. При этом указанное объединение страховщиков еще и производит компенсационные выплаты за страховые компании, лишенных лицензии, по ценовым справочникам, которые само формирует и утверждает.
Получается, что актуализацию справочников фактически вверили страховщикам, в чьих интересах уменьшение размера выплат потерпевшим. Вместе с тем, отсутствует какая-либо ответственность для составителей справочников за фальсификацию данных и подтасовку получаемых результатов.
Доверить РСА формировать и утверждать цены на запчасти, материалы и восстановительный ремонт, это все равно, что поручить волкам пасти овец.
Представляется, что формированием ценовых справочников должен заниматься Центробанк на основании данных, представляемых автодилерами и сервисными центрами.