Повышение пенсионного возраста противоречит Конституции

Повышение пенсионного возраста для мужчин на пять лет, а для женщин на восемь лет противоречит Конституции Российской Федерации.

Россияне продолжают протестовать против подготовленного правительством проекта закона, целью которого является повышение пенсионного возраста с 60 лет до 65 лет для мужчин и с 55 лет до 63 лет – для женщин. Между тем, указанный законопроект противоречит Конституции Российской Федерации. Но какое отношение Конституция имеет к проекту закона о повышении пенсионного возраста для мужчин на 5 лет, а для женщин на 8 лет, если пенсионный возраст Конституцией не устанавливается?

Следует напомнить, что согласно Конституции, Российская Федерация является социальным государством, а государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Таким законом, устанавливающим основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, является Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В статье 8 которого установлено, что право на пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Именно данную норму намерено изменить правительство, инициировавшее законопроект о пенсионном возрасте. Если он будет принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан Владимиром Путиным, который в свое время обещал, что пока он президент, пенсионный возраст повышен не будет, россияне будут выходить на пенсию на 5-8 лет позднее. Между тем, в части 2 статьи 55 Конституции содержится положение, согласно которому в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Повышение пенсионного возраста и получение пенсионных выплат на несколько лет позднее очевидно свидетельствует об умалении права граждан на законный отдых. Поскольку тем россиянам, кто планировал выйти на пенсию в 2019 году и позже, придется ждать этих выплат гораздо дольше. Те же мужчины и женщины, кому сейчас немного за 40 лет, выйдут на пенсии в 65 и 63 года соответственно и потеряют примерно 108 000 рублей за каждый год, при минимальной пенсии по старости в 9000 рублей. А это означает, что их положение ухудшится.

Ограничение прав и свобод возможно на основании правила части 3 статьи 55 Конституции, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Разумеется, ни одно из этих оснований не может служить оправданием для невыполнения государством взятых на себя финансовых обязательств.

Если повышение пенсионного возраста для потенциальных пенсионеров нарушает конституционные положения о запрете отменять и умалять права гражданин, то неужели чиновникам из правительства это не известно? Безусловно, известно, но очевидно расчет делался на то, что под прикрытием чемпионата мира футболу удастся по-тихому повысить пенсионный возраст. То, что о повышении пенсионного возраста было объявлено в день открытия ЧМ-2018, является, пожалуй, одной из самых рискованных внутриполитических инициатив за последние годы.

С высоких трибун россиянам неустанно твердят о том, что повышение пенсионного возраста давно назрело, а также обещают увеличить пенсию по старости на одну тысячу рублей в месяц. Помимо статьи 55, Конституция содержит еще статью 19, которая декларирует равенство всех перед законом. Зададимся вопросом: чем отличается гражданин, родившийся в 1958 году и вышедший на пенсию в 2018 году, от такого же гражданина 1959 года рождения, которого хотят лишить права выхода на пенсию в 2019 году? Какое уж тут равенство перед законом…

Не исключено, что в процессе рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста может быть поднят вопрос о соответствии его Конституции. Однако учитывая практику принятия законов Госдумой, это несоответствие, скорее всего, будет проигнорировано депутатами. В этой связи предположения о том, что при принятии закона возникнет необходимость внесения изменений в Конституцию, лишены оснований. К тому же, положения главы второй о правах и свободах не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу