Верховный суд проверил закупки

Верховный суд подготовил обзор судебной практики по спорам о закупках товаров, работ, услуг.

Верховный суд Российской Федерации подготовил обзор судебной практики по спорам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В обзор включены правовые позиции по вопросам закупки товаров (работ, услуг), которые должны помочь судам при рассмотрении подобных споров. В частности разъясняется, что при разрешении споров должны применяться нормы о закупках, а при отсутствии специальных норм ‒ непосредственно Гражданский кодекс Российской Федерации.

Так, в обзоре разъяснено, что документация о закупке должны содержать достаточные сведения, в том числе об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение (п. 1 обзора). При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектная документация подлежит размещению в составе документации о закупке (п. 2 обзора), а описание предмета закупки допускается со ссылкой на ГОСТы, СанПиНы, технические условия или их отдельные положения без раскрытия их содержания (п. 3 обзора).

Использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика, таких как «профессионализм» и «положительная деловая репутация», не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно (п. 4 обзора). При осуществлении закупки предусматривается предоставление доступа к документации о закупке, содержащей порядок и критерии оценки, сопоставления заявок участников закупки (п. 5 обзора).

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований не является нарушением, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на предоставление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (п. 6 обзора). Требование о выполнении контракта собственными силами, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 7 обзора).

Установление заказчиком невыполнимых требований для участников закупки, к примеру,  представление в течение одного рабочего дня с даты публикации извещения выписки из ЕГРЮЛ, полученной не ранее одного месяца до подачи заявки на участие в конкурсе, ограничивает конкуренцию (п. 8 обзора). Избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, что повлекло за собой закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения о конкуренции (п. 9 обзора).

Включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования, приводит к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции (п. 10 обзора). Представление участником закупки заведомо недостоверных сведений относительно его финансовых показателей, которые позволили ему одержать победу в проводимой закупке, является актом недобросовестной конкуренции (п. 11 обзора).

Заключение договора с победителем закупки до истечения 10-ти дневного срока обжалования свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны заказчика (п. 15 обзора). Изменение договора с победителем закупки на основании дополнительного соглашения, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, направленное на нивелирование условий проведенного аукциона (например, многократное увеличение цены договора), не соответствует принципам осуществления закупок – эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения злоупотреблений, в том числе коррупции (п. 16 обзора).

При рассмотрении жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб (п. 17 обзора). Организации, в отношении которых введено конкурсное производство, освобождаются от применения положений законодательства о закупках в части, связанной с необходимостью проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве (п. 22 обзора).

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу