Лохотрон по ликвидации юридических лиц

Интернет переполнен предложениями по закрытию юридических лиц путем «альтернативной» ликвидации.

С 1 января 2016 года законодательство о государственной регистрации юридических лиц претерпело изменения. Во-первых, введена процедура проведения предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации проверки достоверности сведений, вносимых или уже включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Во-вторых, появились дополнительные основания для отказа в государственной регистрации для участников и руководителей юридических лиц, но нарушивших законодательство. В-третьих, изменился порядок смены места нахождения юридического лица.

В результате, значительно усложнилось проведение так называемой «альтернативной» ликвидации, осуществляемой как путем реорганизации юридических лиц в форме присоединения или слияния, так и путем смены учредителей (участников), руководителей и места нахождения юридического лица. Налоговые органы стали повсеместно выносить отказы в государственной регистрации юридических лиц, если для включения в ЕГРЮЛ представлены сведения о лице, являвшемся ранее участником или руководителем ООО, исключенном из государственного реестра с задолженностью перед бюджетом.

Проблемы возникли и при использовании такой экзотической схемы как ликвидация «через офшор», поскольку налоговые органы начали отказывать в смене единоличного исполнительного органа и участников организаций на иностранные компании и обязывать последних регистрировать филиалы на территории Российской Федерации. Из-за изменений, внесенных в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся порядка определения кандидатуры конкурсного управляющего, потеряла привлекательность и схема ликвидации юридического лица через упрощенную процедуру банкротства ликвидируемого должника широко использовавшаяся до недавнего времени.

Но как это ни странно, количество предложений о ликвидации юридических лиц, в которых предлагается по-быстрому ликвидировать фирмы, в том числе с долгами, не уменьшается. При этом «ликвидаторы» на своих сайтах уверяют в законности предлагаемых ими услуг и обещают избавить от налоговых проверок. Необходимо отметить, что способы, позволяющие ликвидировать юридические лица без налоговой проверки, были всегда популярны у бизнеса, так как позволяли уходить от ответственности. В связи с этим, проблемы, возникшие с проведением процедур альтернативной ликвидации юридических лиц, можно сравнить с пожаром, который за короткий срок затронул сотни, если не тысячи фирм.

Остроты ситуации добавляет и то обстоятельство, что в последнее время во многих регионах налоговые органы стали выносить решения о приостановке государственной регистрации по заявлениям юридических лиц в связи с ликвидацией. Налоговики объясняют это необходимостью проверки достоверности представленных в регистрирующий орган сведений. И хотя для такой проверки сведений Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отводит один месяц, за приостановками государственной регистрации с высокой долей вероятности могут последовать решения об отказе в завершении начатых ликвидаций.

Предложения услуг по «альтернативной» ликвидации юридических лиц очень напоминают лохотрон, целью которого является получение предоплаты. Фирмы, предлагающие подобные услуги, делают расчет на неосведомленность потенциальных клиентов, поскольку любая «альтернативная» ликвидация юридического лица по сути таковой не является. Бизнесмены, да и сами ликвидаторы не осознают опасности, которые таятся за «альтернативной» ликвидацией. Если раньше проблем с закрытием фирм путем смены учредителей и руководителя на подставных лиц не возникало, то с внесением изменений в уголовное законодательство ситуация кардинально изменилась.

В соответствии с внесенными в Уголовный кодекс Российской Федерации поправками образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в регистрирующий орган данных, повлекшее внесение в ЕГРЮЛ сведений об указанных лицах, теперь признается уголовно наказуемым деянием и наказывается принудительными работами либо лишением свободы на срок до 3 лет. За те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, предусмотрено более строгое наказание — лишение свободы на срок до 5 лет.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу