Платон выйдет за пределы федеральных трасс

Действие системы «Платон» могут распространить на региональные и межмуниципальные дороги.

Законодательное собрание Краснодарского края внесло в Государственную Думу законопроект с предложением взимать плату с владельцев большегрузных автомобилей с массой более 12 тонн за проезд по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения по такой же схеме, по которой работает система «Платон» при проезде по федеральным трассам. Предполагается, что соответствующие доходы станут поступать в региональные дорожные фонды.

Вызвано это тем, что многие водители большегрузов в целях ухода от оплаты за проезд по автомобильным трассам федерального значения стали осуществлять их объезд по дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения. Это, по мнению краснодарских депутатов, приводит к интенсивному разрушению региональных и межмуниципальных дорог и требует значительного дополнительного финансирования из региональных бюджетов на их восстановление и приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние.

Следует напомнить, что система «Платон» была запущена в ноябре 2015 года и перевозчиков обязали платить за каждый километр пути при проезде по федеральным трассам. Это привело к массовым акциям протеста водителей большегрузных автомобилей, прошедшие по всей стране. Недовольство дальнобойщиков вызвала как сама идея взимания платы за проезд по федеральным трассам, так и работа системы. На фоне акций протеста было принято решение отложить повышение тарифов за проезд, однако не исключено, что осенью правительство может вернуться к вопросу о его повышении. За увеличение тарифов выступил Минтранс.

Плата с владельцев большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам была предметом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации, однако судьи признали законным введение сбора за проезд по федеральным трассам в систему «Платон» для дальнобойщиков. Взимаемая с грузовиков массой свыше 12 тонн плата не обладает характеристиками налога, решил Конституционный суд. Она не создает ситуации двойного обложения при одновременном сборе транспортного налога и акциза на топливо.

Согласно данным «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, оператор «Платона», совладельцем которого является Игорь Ротенберг, сын бизнесмена Аркадия Ротенберга, близкого друга Владимира Путина), за восемь месяцев в систему «Платон» собрано более 11 млрд. рублей; до конца 2016 года планируется собрать еще 9 млрд. рублей. Из этих 20 миллиардов на ремонт дорог уйдет 10,8 млрд. рублей, а часть средств будет направлена на строительство новых автомобильных трасс. При этом РТИТС из федерального бюджета причитается 10,6 млрд. рублей. Эта сумма не зависит от размера тарифа и выплачивается ежегодно.

Региональные бюджеты в 2016 году потеряют от введения «Платона» порядка 8,7 млрд. рублей — именно столько регионы недополучат транспортного налога в связи с принятием поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации, которые устанавливают возможность уменьшения суммы транспортного налога на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам большегрузными автомобилями. В этой связи субъектам Федерации необходимо найти дополнительные средства на ремонт региональных и межмуниципальных дорог. Это вынуждает регионы искать источники финансирования на указанные цели, инициируя внесение изменений в законодательство.

Предлагаемые поправки представляются оправданными, однако в условиях продолжающегося экономического кризиса и снижения покупательной способности населения несвоевременны. Даже с тарифом в 1,53 рубля за километр взимаемая с владельцев большегрузных автомобилей плата уже отразилась на стоимости потребительских товаров. С момента введения указанной платы стоимость грузоперевозок по России возросла на 80-100 %. В результате значительно подорожали многие товары.

Александр КИРПИКОВ

Автор — руководитель центра Кирпиков и партнеры

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу