Ущерб по ОСАГО возместят натурой

Депутаты приняли в третьем чтении законопроект о приоритете натурального возмещения по ОСАГО.

Госдума приняла резонансные изменения в Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которым основной формой возмещения ущерба по ОСАГО станет ремонт транспортных средств, а не денежная выплата. Если в настоящее время после дорожно-транспортного происшествия потерпевшие могут получить деньги, то вскоре выплаты будут производиться в исключительных случаях. Получить компенсацию в денежной форме можно будет только при полной гибели автомобиля в ДТП, превышении стоимости восстановительного ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО и несогласии потерпевшего произвести доплату за ремонт на станции технического обслуживания.

Помимо этого, денежная выплата по ОСАГО будет полагаться в случае смерти потерпевшего в ДТП, причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью, а также если он является инвалидом. Получить денежную выплату можно и тогда, когда страховая компания не сумеет организовать ремонт поврежденного транспортного средства в соответствующей закону об ОСАГО станции технического облуживания. При этом станция техобслуживания должна располагаться не дальше 50 км от места ДТП или от места жительства владельца транспортного средства (первоначально это расстояние должно было равняться 200 км) за исключением случаев, когда страховая компания организует и (или) оплатит транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно.

Что касается станций технического обслуживания, то страховые организации должны размещать на своих официальных сайтах в сети «Интернет» информацию о перечне станций техобслуживания, с  которыми у них заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения восстановительного ремонта в зависимости от объема выполняемых работ и загруженности, сведений об их соответствии установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта. Страховые компании  обязаны предоставлять эту информацию потерпевшим для выбора ими станции технического обслуживания.

Согласно принятым поправкам для восстановительного ремонта по ОСАГО не разрешается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Минимальный гарантийный срок на восстановительный ремонт поврежденного в ДТП транспортного средства  составляет 6 месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы — 12 месяцев. Максимальный срок восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства  по ОСАГО не может составлять не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого автомобиля страховой компании для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта.

Страховому лобби при рассмотрении поправок удалось протащить норму о снижении размера ответственности перед автовладельцами. Если сейчас при несоблюдении срока страховых выплат страховые организации за каждый день просрочки должны уплатить потерпевшему неустойку (пеню) в размере 1 % от размера страховой выплаты, то в соответствии с внесенными в закон об ОСАГО изменениями за нарушение сроков восстановительного ремонта страховые компании за каждый день просрочки будут уплачивать неустойку в два раза меньше — 0,5 % суммы страхового возмещения. Учитывая, что после вступления в силу поправок на станциях техобслуживания неминуемо возникнут очереди, вопрос о размере ответственности страховых компаний станет актуальным.

Принятые поправки вступят в силу спустя тридцать дней после официальной публикации (ориентировочно в конце апреля — начале мая) и будут применяться к договорам ОСАГО, заключенным после вступления в силу закона в отношении легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации. Представляется, что внесенные в закон об ОСАГО изменения не смогут существенно снизить количество судебных споров, поскольку не уменьшают желание страховых компаний занижать размер страхового возмещения. Споры по сумме страховых выплат могут трансформироваться в разбирательства по качеству и сроку восстановительного ремонта. Если страхователь будет недоволен качеством ремонта, он вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу