Как вернуть деньги за авиабилеты в связи с коронавирусом?

Должна ли авиакомпания вернуть пассажиру деньги за авиабилеты в случае отмены внутренней воздушной перевозки (рейса)?

Согласно статье 103 Воздушного кодекса Российской Федерации авиакомпания по договору перевозки обязуется перевезти пассажира в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете. Порядок возврата платы за авиабилеты зависит от тарифа воздушной перевозки – возвратный или невозвратный, а также времени оповещения авиакомпании о расторжении договора – до или после окончания регистрации на рейс, указанный в билете.

Отмена авиакомпанией рейса, указанного в билете, в соответствии с пунктом 227 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, признается вынужденным отказом пассажира от воздушной перевозки. Помимо отмены к вынужденному отказу пассажира относится изменение авиаперевозчиком маршрута перевозки, выполнение рейса не по расписанию и др.

Возврат денежных средств за билеты при отказе от воздушной перевозки

В случае вынужденного отказа от перевозки, авиакомпания на основании пунктов 116, 120 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155, обязана возвратить пассажиру всю сумму, уплаченную за авиабилеты, а также все виды уплаченных сборов. Возврат денежных средств за билеты производится независимо от того, оформлены они по невозвратным тарифам или нет.

Меры, ограничивающие или приостанавливающие внутреннее воздушное сообщение, не принимались. Вместе с тем, коронавирусная инфекция Covid-19 объявлена пандемией. Поэтому отказ пассажира от внутренней воздушной перевозки из-за опасения за жизнь и здоровье в связи с коронавирусом является вынужденным. Это дает право требовать полной стоимости авиабилетов даже по невозвратному тарифу. Правовое основание – существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

Что делать, если авиакомпания не возвращает деньги за авиабилеты

Если отказ от воздушной перевозки связан с отменой рейса авиакомпанией, пассажир вправе требовать возврата полной стоимости провозной платы. Вместо денег за авиабилеты некоторые авиаперевозчики предлагают бонусы или сертификаты на воздушные перевозки либо зачисление на счет в личном кабинете. Пассажирам также предлагается приобрести билеты на другие рейсы. Разумеется, пассажиры могут рассматривать встречные предложения авиакомпании в связи с отменой рейса, но они не обязаны соглашаться.

В случае если авиаперевозчик отменил рейс, но отказывается возвращать денежные средства за авиабилеты, пассажир вправе обратиться с иском в суд. Помимо взыскания денежных средств, уплаченных за билеты, пассажир также имеет право требовать компенсацию морального вреда. При отказе авиакомпании в добровольно удовлетворить требования, суд может взыскать штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом за неудовлетворение требований пассажира в добровольном порядке.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу