Граждане имеют право направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения, иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, их должностным лицам.
Отношения, связанные с обращением граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Установленный законом порядок распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями, осуществляющими публично значимые функции, их должностными лицами.
Согласно указанному закону, обращения гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Какие права имеют граждане и юридические лица при обращении в госорганы
Граждане и юридические лица при рассмотрении их обращений государственными органами, органами местного самоуправления государственные и муниципальные учреждения, иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, их должностные лица имеют право на:
- представление дополнительных документов и материалов либо обращения с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
- ознакомление с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов;
- обжалование принятого по обращению решение или действий (бездействия) в связи с рассмотрением обращения в административном или судебном порядке в соответствии с законодательством;
- обращение с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Обязанности государственных органов при рассмотрении обращений граждан
Государственный орган, орган местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, их должностные лица обязаны:
- обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;
- запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц (за исключением судов, органов дознания и предварительного следствия);
- принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- дать ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
- уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу с их компетенцией.
Обращения, поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам подлежат обязательному рассмотрению. Ответ на обращение подписывается руководителем соответствующего органа либо уполномоченным на то лицом.
В какой срок должен дать ответ Фонд пенсионного и социального страхования
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Обращения, поступившие в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации.
Таким образом, на обращение, поступившее в Фонд пенсионного и социального страхования, должен быть дан ответ в течение 30 дней со дня регистрации. Ответы на обращения не даются в установленных законодательством случаях (см. Государственные органы имеют право не отвечать на обращения).
За нарушение сроков рассмотрения предусмотрена административная ответственность. В соответствии со статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений влечет наложение штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей. Для привлечения к ответственности виновного лица следует обратиться с жалобой в прокуратуру.
Важная и полезная информация. Многим граждан порядок рассмотрения письменных обращений не известен.