ФНС не дает покоя дробление бизнеса

Налоговые органы усиливают борьбу с дроблением бизнеса для противодействия снижению налоговой нагрузки и получению необоснованной налоговой выгоды.

Федеральной налоговой службе не дает покоя дробление бизнеса. В письме ФНС России от 29.12.2018 N ЕД-4-2/25984 «О злоупотреблениях налоговыми преимуществами, установленными для малого бизнеса» дано поручение усилить контрольно-аналитическую работу в отношении налогоплательщиков, которые искусственно дробят бизнес, чтобы сохранить право на применение специальных налоговых режимов, предусматривающих пониженную, по сравнению с общим режимом налогообложения, налоговую нагрузку.

ФНС напомнила, что налоговые преимущества, предусматривающие применение специальных налоговых режимов, установлены только для малого бизнеса и призваны создать равные конкурентные условия для всех участников рынка. А злоупотребления сводят на нет все усилия государства по налоговой поддержке малого бизнеса, считает ФНС. Между тем, в законодательстве отсутствует понятие «дробление бизнеса», а Налоговый кодекс не содержит запрета на дробление и не предусматривает за него ответственности. То есть само по себе дробление бизнеса закону не противоречит.

Налоговым органам при выявлении признаков дробления бизнеса предлагается руководствоваться обзорами судебной практики, направленные письмами ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895, от 11.10.2017 N СА-4-7/20486 и от 30.07.2018 N КЧ-4-7/14643, а также письмом ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123. При этом им предписано исключить предъявление необоснованных претензий к разделению бизнеса, не направленному на злоупотребления, поскольку выбор и изменение бизнес-структуры является исключительным правом хозяйствующего субъекта.

Несмотря на это, количество налоговых споров, связанных с применением специальных налоговых режимов (ЕНВД, УСН, патентная система налогообложения), не уменьшается. Как правило, к специальным режимам налогообложения прибегают индивидуальные предприниматели. Несмотря на то, что их применение разрешено законом, налоговые органы видят в этом дробление бизнеса и получение необоснованной налоговой выгоды. В некоторых случаях выводы налоговиков могут быть успешно оспорены (см. ФНС пытается пресечь дробление бизнеса и Дробление бизнеса и налоговые споры).

Признаки дробления бизнеса приведены в одном из вышеупомянутых писем ФНС. К ним относятся: дробление производственного процесса между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (ЕНВД или УСН), вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность; налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от ее использования.

К числу признаков дробления бизнеса также отнесены: создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей; формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей; единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы может являться другой ее участник либо поставщики и покупатели общие для всех участников схемы; общими являются службы, осуществляющие ведение бухучета, подбор персонала и т. д.

В письме предписывается обращать особое внимание на обращения граждан по данному вопросу. Если верить ФНС, то граждане регулярно сообщают в налоговые органы о фактах дробления бизнеса в розничной торговле, общепите, оказании услуг и иных сферах, в которых применяются специальные налоговые режимы. Кто эти граждане, которые «стучат» в налоговые инспекции, и что их подвигло на это? Вероятно, это рецидив прошлого. Доносы и доносчики появляются лишь тогда, когда государство стимулирует доносительство и строит на этом свою деятельность.

Налоговая служба также обращает внимание, что законодательством о налогах и сборах предусмотрена возможность для налогоплательщиков в добровольном порядке уточнить свои налоговые обязательства и при наличии оснований пересчитать подлежащие уплате налоги по общей системе налогообложения без применения налоговых санкций. Фактически налогоплательщикам предлагается самостоятельного уточнить свои налоговые обязательства. Если налогоплательщики добровольно пересчитают налоги, они смогут избежать санкций.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу