Эпидемия коронавируса – как вернуть деньги за билеты?

Эпидемия коронавируса заставила власти принять меры для обеспечения безопасности населения. Но как быть тем, кто приобрел билеты для поездки в другие страны?

Эпидемия коронавируса заставила российские власти принять меры для обеспечения безопасности населения. C 16 марта введены временные ограничения на пассажирские авиаперевозки в страны Евросоюза, Норвегию и Швейцарию. С этой даты в столице указом мэра Москвы введен запрет на проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий. В Москве также запрещены досуговые мероприятия с участием граждан, число которых превышает 50 человек.

Как вернуть деньги за авиабилеты из-за коронавируса

Воздушный Кодекс Российской Федерации допускает возможность заключения между перевозчиком и пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, как на условиях возврата, так и невозврата уплаченной по такому договору платы. При отказе пассажира от договора перевозки в страны Евросоюза, Норвегию, Швейцарию и другие страны, в которых зафиксирована эпидемия коронавируса, необходимо обратиться непосредственно в адрес авиакомпании с заявлением о расторжении договора и возврате денежных средств за билеты.

Основанием для расторжения договора воздушной перевозки пассажира с авиакомпанией и возврата полной стоимости билета являются положения статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная норма позволяет пассажиру требовать расторжения договора или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. Сложившаяся во многих странах ситуация из-за коронавируса, представляющая угрозу безопасности жизни и здоровью людей, относится к таким обстоятельствам.

Возврат денежных средств за железнодорожные билеты

По общему правилу, пассажир вправе вернуть денежные средства за железнодорожные билеты при выполнении условий и порядка их возврата. В силу статьи 83 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при возврате билетов пассажир имеет право на возврат полной стоимости проезда (без комиссии), если возврат производится не позднее чем за 8 часов до отправления поезда. В случае возврата железнодорожного билета за меньший срок пассажиру выплачивается 50 % размера стоимости плацкарты либо без таковой.

Порядок возврата стоимости билетов зависит также от того, какие билеты приобретены: предусматривающие возврат за них денежных сумм пассажиру или нет. При возврате железнодорожных билетов по причине отказа от поездки в связи с эпидемией коронавируса пассажир вправе, как и в случае с возвратом денежных средств за авиабилеты, ссылаться на положения статьи 451 Гражданского кодекса. А именно – на существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

Как вернуть денежные средства за страховку и турпутевку

Россиянам для получения визы в страны Шенгенской зоны приходится приобретать страховку на случай возникновения непредвиденных ситуаций. Как правило, страховые компании производят возврат стоимости полиса в случае отмены поездки. Для этого следует обратиться в офис страховой организации с заявлением на возврат денежных средств. Сделать это нужно до начала поездки. При отказе в возврате страховки ссылаться на существенное изменение обстоятельств – эпидемию коронавируса – как основание для расторжения договора.

Возврат полной стоимости туристской путевки возможен при возникновении обстоятельств, свидетельствующих о возникновении угрозы безопасности жизни и здоровью в стране предполагаемого отдыха. Вспышка коронавируса отнесена законодательством к указанным обстоятельствам. Поэтому турист, вправе потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным ухудшением условий путешествия, а также невозможностью совершения поездки по независящим от него обстоятельствам.

Что делать, если не производят возврат денег за билеты

Если после обращения с заявлением о расторжении договора и возврате денег за билеты, перевозчик дал отрицательный ответ, либо он не получен, пассажир имеет право обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. С указанной целью он вправе подать соответствующий иск. Исковое заявление к перевозчику может быть подано в суд по месту жительства или пребывания пассажира. При цене иска свыше ста тысяч рублей иск подается в районный суд, а менее этой суммы – мировому судье.

Помимо взыскания денежных средств, уплаченных за билеты, пассажир также вправе требовать компенсацию морального вреда. В случае отказа перевозчика в добровольном порядке удовлетворить требования пассажира, суд может взыскать штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке. Исковое заявление пассажира, как потребителя, освобождается от уплаты государственной пошлины.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу