Оспаривание отстранения от работы без сохранения зарплаты

Работодатели отстраняют непривитых работников от работы без сохранения заработной платы. Законно ли это?

Начиная с середины июня главные государственные санитарные врачи начали выносить постановления, обязывающие руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей в определенных сферах деятельности (торговля, бытовые услуги, общественное питание, транспорт и др.) организовать для 60 % работающих проведение профилактических прививок. Наряду с этим в регионах был принят ряд мер, ограничивающих права граждан, которые не вакцинировались.

Чтобы не получить административный штраф, работодатели отстраняют непривитых работников от работы без сохранения заработной платы. По сообщениям СМИ каждая седьмая компания отстранила работников из-за отказа от вакцинации. Это может обернуться чередой трудовых конфликтов, поскольку работники вправе оспорить приказы об отстранении. Законно ли отстранение от работы, и на какие основания ссылаться работникам при оспаривании отстранения в связи с отказом от прививки?

Никто не может быть подвергнут медицинским опытам без добровольного согласия

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, принятому Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966, никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Российская Федерация является участником этого международного договора как правопреемник Союза ССР.

Конституцией Российской Федерации установлено, что никто не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия. В Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено,  что профилактические прививки относятся к мерам профилактики заболеваний (статья 30), а вакцина как материал, предназначенный для профилактики заболеваний, является медицинским изделием (статья 38).

Отказ от участия в медицинских опытах по испытанию лекарственных препаратов

В соответствии с указанным законом медицинская помощь в рамках клинической апробации (практического применения разработанных и ранее не применявшихся методов профилактики и лечения) оказывается при наличии информированного добровольного согласия. Участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения в силу Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» является добровольным.

По данным Государственного реестра лекарственных средств вакцина Гам-КОВИД-Вак (торговая марка «Спутник V»), имеет временную регистрацию. В настоящий момент продолжаются клинические исследования. Поэтому должна идти речь об отказе от участия в медицинских опытах. Следовательно, если предполагается испытание новых лекарственных препаратов, то должны применяться положения статьи 21 Конституции и статьи 7 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Отстранение непривитых работников от работы без сохранения заработной платы

Отказ от профилактической прививки не является правонарушением, а  сама вакцинация не может обеспечиваться применением мер ответственности путем отстранения работника от работы с лишением заработной платы. И тем более отстранение от работы не может применяться за отказ от участия в клинических исследованиях вакцин. С учетом этого положения статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации об отстранении от работы без сохранения зарплаты противоречат Основному закону.

Не соответствует Конституции и бланкетная норма части 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», содержащая отсылку к статье Трудового кодекса, допускающей отстранение работника от работы без сохранения зарплаты. По аналогии со статьей 33 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» он должен отстраняться от работы с выплатой пособия по соцстрахованию.

Превысили ли полномочия главные государственные санитарные врачи регионов?

Статьей 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» установлено, что сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются Минздравом России. В этой связи главные государственные санитарные врачи вправе принимать лишь решения о проведении вакцинации по эпидемическим показаниям. Определять сроки вакцинирования и категории граждан они не имеют права.

Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 установлен перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения прививок, включающий работы в медицинских и образовательных организациях. Указанный перечень не содержит работы в сферах торговли, бытовых услуг, общественного питания и транспорта. Поэтому отстранение работников, не входящих в данный перечень, незаконно.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу