Поправки в Конституцию – кому и зачем они нужны?

Госдума приняла в третьем чтении поправки в Конституцию, которые позволят Владимиру Путину участвовать в следующих президентских выборах.

Госдума приняла в третьем чтении поправки в Конституцию. Теперь законопроект отправится в региональные заксобрания, а затем по вносимым изменениям должен дать заключение Конституционный суд. После чего по ним пройдет общероссийское голосование, которое назначено на 22 апреля. Следует напомнить, что внесению поправок  предшествовало ежегодное послание Федеральному собранию Владимира Путина, в котором он предложил провести конституционную реформу.

Опросы общественного мнения показывают, что большинство россиян не понимает суть предложенных поправок, а также необходимости их срочного принятия. Однако люди понимают общий смысл: стремление сохранить власть. В настоящий момент лишь четверть граждан готова проголосовать за внесение поправок. При этом каждый пятый из числа тех, кто готов поддержать поправки, действующую Конституцию никогда не читал. Но они не одиноки. Некоторые члены рабочей группы тоже ее не читали.

Предложенные в Конституцию поправки напоминают винегрет

Предложенные поправки делают Конституцию похожей на винегрет. Для каждого найдется что-то свое. Для одних – запрет на отчуждение части территории Российской Федерации, для других – защита брака, как союза мужчины и женщины. Патриотам – обеспечение защиты исторической правды и недопущение умаления значения подвига народа при защите Отечества, бедным – минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума и индексация пенсий не реже одного раза в год.

В поправках оказались совмещены, казалось бы, несовместимые вещи: с одной стороны, статус России, как правопреемника Союза ССР, где велась борьба с религией, с другой – вера в Бога. И уж совсем анекдотичной на фоне стремительного падения курса рубля, вызванного отказом российского руководства соблюдать договоренности со странами ОПЕК, выглядит поправка, наделяющая Центробанк функцией по защите и обеспечению устойчивости рубля, которую он обязан осуществлять независимо от других органов госвласти.

Поправки в Конституцию расширяют полномочия президента

Поправки в Конституцию касаются полномочий президента. Отныне у него будет больше власти, а у премьер-министра и правительства – меньше. В Конституцию предлагается внести поправку, что президент не только председательствует на заседаниях правительства, но и осуществляет «общее руководство» его работой. Председатель правительства больше не будет определять основные направления работы кабинета министров, а только «организует» его работу, исходя из поручений президента. В общем – мальчик на побегушках.

Президент сможет назначать (после консультаций с Советом Федерации) и освобождать от должности министров, прежде всего, силового блока. То есть глав Минобороны, МВД, Минюста, МИД, МЧС. Остальных будет предлагать председатель правительства, а утверждать – Госдума. Увеличится количество членов Совета Федерации, назначаемых президентом. Более того, семеро могут быть назначены пожизненно. Как в древнем Риме, где сенаторство было пожизненным. Осталось по примеру Калигулы назначить сенатором коня.

Судьи станут более зависимы, право на обращение в ЕСПЧ

Глава государства сможет инициировать увольнение судей Конституционного и Верховного судов, включая их председателей и заместителей. До сих пор у президента было только право их назначать, а Высшая квалификационная коллегия судей следила за их работой и досрочно прекращала их полномочия в случае нарушений. Помимо этого, количество судей Конституционного суда уменьшится: вместо 19 останется только 11. В результате судьи станут более зависимы. Это, безусловно, нарушает принцип независимости судей.

По инициативе Владимира Путина, в Конституции появится норма, которая позволит России не исполнять решения международных органов. Для этого нужно, чтобы Конституционный суд, который теперь больше будет зависеть от президента, признал их противоречащими основному закону. Впрочем, формально приоритет международного права сохранится, и россиянам могут позволить обращаться в Европейский суд по правам человека для защиты своих прав. Но будут ли исполняться решения ЕСПЧ – другой вопрос.

Обнуление президентских сроков, зачем нужны поправки

Следующий президент не сможет занимать эту должность больше двух раз. Действующая норма статьи 81 Конституции со словом подряд позволила Владимиру Путину после восьми лет президентства занять кресло премьер-министра, а спустя четыре года – в 2012 году вновь вернуться на пост главы государства. В будущем такое будет невозможно. Однако Путина это ограничение не коснется, поскольку поправки в Конституцию предусматривают обнуление сроков действующего президента.

Если Конституционный суд сочтет, что обнуление его президентских сроков не противоречит основному закону (в этом нет никаких сомнений), то Владимир Путин снова сможет баллотироваться на пост главы государства в 2024 году и находиться у власти еще 12 лет. Это объясняет, кому и зачем понадобились поправки в Конституцию. Трюк не нов: его использовал Александр Лукашенко, находящийся у власти с 1994 года. Теперь у него появился достойный продолжатель.

Александр КИРПИКОВ

Автор – руководитель центра Кирпиков и партнеры

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу