Повышение НДС увеличит налоговые споры

Повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) может увеличить число налоговых споров.

Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», которым предусматривается повышение с 1 января 2019 года налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20 %. Повышение ставки НДС премьер-министр Дмитрий Медведев объяснил необходимостью возложения на бизнес части экономической нагрузки за повышение уровня жизни пенсионеров.

В 2019 году повышение ставки НДС должно принести федеральному бюджету 633,5 млрд рублей, а в 2020 и 2021 годах казна должна увеличиться на 678 и 728 млрд рублей соответственно. Вместе с тем повышение НДС заставит предпринимателей повысить стоимость товаров и услуг и искать новые методы уменьшения налоговой нагрузки. Не исключено, что это вызовет увлечение числа налоговых споров. В этой связи интерес представляют налоговые споры, касающиеся возмещения из бюджета указанного налога.

Так, в ходе камеральной проверки декларации по НДС налоговый орган установил неотражение счетов-фактур, выставленных в адрес контрагента в связи с выполнением строительно-монтажных работ. Это послужило основанием для вывода о занижении налогоплательщиком налоговой базы по НДС и доначисления налога, пени и штраф. Арбитражный суд первой инстанции (дело N А47-528/2017) поддержал позицию налоговой инспекции, отклонив заявление налогоплательщика о фальсификации спорных счетов-фактур.

Отменяя указанное решение, суд апелляционной инстанции указал, что суд первой инстанции подошел к рассмотрению заявления о фальсификации спорных счетов-фактур формально, данное ходатайство отклонено без обоснования и без достаточной проверки. Кассационная инстанция также не поддержала налоговый орган, придя к выводу, что в данном случае имеется полное совпадение сумм оплаты по одним и тем же договорам, а доказательств того, что работы выполнены в большем объеме, инспекцией не представлено.

В другом деле налоговая инспекция по результатам камеральной проверки также доначислила НДС, пени и штраф, установив, что обществом занижена сумма налога вследствие завышения налоговых вычетов. Налоговый орган счел, что сведения в представленных налогоплательщиком счетах-фактурах недостоверны и не подтверждают наличие фактических хозяйственных взаимоотношений с контрагентом. Общество обратилось в арбитражный суд, ссылаясь на то, что при выборе контрагента была проявлена должная осмотрительность.

Арбитражные суды (дело N А04-9820/2017) признали законным решение налогового органа, выявив у контрагента признаки фиктивности, а именно: в собственности контрагента отсутствует имущество, основные средства; налоговые декларации содержат «минимальные» показатели; по расчетному счету не проводились платежи, свидетельствующие об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности; отсутствуют платежи, подтверждающие факт приобретения запасных частей, реализованные налогоплательщику.

При разрешении спора установлено, что договором с контрагентом не согласованы существенные условия поставки. Помимо этого, выявлены противоречия в сведениях, содержащихся в договоре и счетах-фактурах. Кроме того, в подтверждение оплаты стоимости запасных частей представлены квитанции к приходным кассовым ордерам, которые подписаны лицом, не являющимся работником контрагента. Наличие препятствий для осуществления безналичных расчетов обществом не подтверждено.

Довод общества о проявлении должной осмотрительности отклонен судами, поскольку общество должно было знать о том, что контрагент фактическим поставщиком запасных частей не является, материальных и технических возможностей для исполнения сделки не имеет, самостоятельную деятельность не осуществляет. Суд кассационной инстанции также указал, что положения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации применяются к налоговым проверкам, начатым после вступления в силу Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ, то есть после 19 августа 2017 года.

По спору о признании незаконными действий налогового органа по непринятию декларации по НДС и обязании принять указанную декларацию суды трех инстанций (дело N А67-9224/2017) указали, что перечень оснований для отказа в приеме декларации установлен в пункте 28 Административного регламента, утвержденного приказом ФНС России от 02.07.2012 N 99н. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. При отказе в приеме декларации налоговая инспекция обязана указать причины такого отказа.

При рассмотрении кассационной жалобы арбитражный суд округа отклонил доводы инспекции о недобросовестности общества, недостоверности и неполноты сведений в представленной налоговой декларации. В постановлении кассации указывается, что они были предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены ими, поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены законодательством о налогах и сборах в качестве основания для отказа в принятии представленной налогоплательщиком декларации.

В этой связи необходимо упомянуть письмо ФНС России от 10.07.2018 N ЕД-4-15/13247 о профилактике нарушений налогового законодательства, касающееся проведения мероприятий налогового контроля. В нем налоговым инспекциям предписывается аннулировать декларации налогоплательщиков. С учетом того, что «аннулирование» деклараций не предусмотрено Налоговым кодексом, незаконные действия налоговых органов по аннулированию деклараций будут легко оспариваться в суде.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу