Режим повышенной готовности – законны ли ограничения?

1 Комментарий

Режим повышенной готовности нарушает права на свободу передвижения, на свободное использование своих способностей и право на труд. Законно ли это?

Из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19 в регионах введен режим повышенной готовности. Распоряжениями региональных властей россиянам предписано соблюдать режим самоизоляции и не покидать места проживания, за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью или в связи с прямой угрозой жизни и здоровью, посещения продуктового магазина или аптеки, выгула домашних животных на расстоянии 100 метров или выноса мусора.

Насколько правомерны требования о соблюдении так называемого режима самоизоляции, запреты покидать места проживания в период новой коронавирусной инфекции и привлечение к административной ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения? Попытаемся разобраться, почему распоряжения региональных властей о соблюдении гражданами режима самоизоляции не согласуются с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Режим самоизоляции нарушает свободу передвижения и право граждан на труд

Начать следует с того, что в российском законодательстве отсутствует понятие «режим самоизоляции», а при введении режима повышенной готовности власти могут принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Такие меры должны быть направлены на создание условий, которые предупредят, ликвидируют чрезвычайную ситуацию и минимизируют ее негативное воздействие. Однако эти меры не могут ограничивать права и свободы человека и гражданина, в частности, право на свободу передвижения.

Требование не покидать места проживания ограничивает свободу передвижения и противоречит Конституции и Закону РФ от 25.06.1993 N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Кроме того, возложение такой обязанности на граждан нарушает закрепленное в Основном законе право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и право на труд.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, если они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе здоровья, прав и законных интересов других лиц. То есть ограничения прав и свобод человека и гражданина возможны лишь на федеральном уровне, региональные власти такими полномочиями не наделены. Положения правовых актов, содержащие нормативные предписания и принятые с превышением своих полномочий, признаются недействительными с момента их принятия.

Регионы не вправе самостоятельно ограничивать права и свободы, установленные Конституцией, в том числе право на свободу передвижения, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на труд. С учетом изложенного ограничение права и свободы человека и гражданина подзаконными актами, каковыми являются распоряжения (указы) глав субъектов Федерации, недопустимо. Какими бы благими намерениями они не руководствовались.

Режим повышенной готовности не является особым режимом проживания населения

Конституционное право на свободу передвижения, которое относится к личным свободам, может быть ограничено на территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных заболеваний введены особые условия и режимы проживания населения. Если на территории региона не вводились ограничительные мероприятия (карантин) в связи с распространением коронавируса Covid-19, то на ней не могут применяться особые условия и режимы проживания населения. Как и устанавливаться запрет покидать места проживания.

Режим повышенной готовности, предусмотренный Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», не является особым режимом проживания, при котором может ограничиваться право на передвижение. Пребывание в повышенной готовности касается органов управления и сил государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, режима  их работы и проводимых ими мероприятий. Но никак не проживания населения.

Полномочия региональных властей при введении режима повышенной готовности

Полномочия региональных властей при введении режима повышенной готовности позволяют ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации. Однако это полномочие не предоставляет регионам права обязывать население не покидать места проживания. Допускается лишь ограничение доступа граждан и транспортных средств на конкретную территорию, но не запрещается покидать жилые помещения.

В этой связи запрет гражданам покидать места проживания не относится к правомочиям региональных властей по ограничению доступа к территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. А значит, эти полномочия не предусматривают права понуждать граждан соблюдать режим самоизоляции и не покидать места проживания, запрещать им выходить на улицу, находиться в парках, скверах и зонах отдыха. Соответственно, на них не может возлагаться ответственность за нарушение режима самоизоляции.

Если вам нужен квалифицированный и опытный юрист по административным делам, обращайтесь в центр Кирпиков и партнеры.

Оставить комментарий
Комментариев: 1

Спасибо за полезную и содержательную информацию!

Алекс
Ответить
Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Стоимость услуг