Копирование фирменного стиля после окончания коммерческой концессии

Можно ли привлечь к ответственности за незаконное копирование фирменного стиля после окончания договора коммерческой концессии?

Правовое регулирование договора коммерческой концессии закреплено в главе 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 1027 указанного кодекса определяет его как договор, по которому правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. К таким правам относятся право на товарный знак, знаки обслуживания, права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в том числе на коммерческое обозначение, а также секреты производства (ноу-хау).

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме, с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Сторонами договора коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения

Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» определены организационные и правовые основы защиты конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам.

В силу статьи 14.6 указанного закона не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:

  • незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;
  • копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и его товар.

Запрет на действия, способные вызвать смешение, основан на положениях статьи 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности, согласно которым подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной либо торговой деятельности конкурента.

Ответственность за незаконное копирование фирменного стиля конкурентов

Для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно

  • соответствовать нескольким условиям, а именно:
  • совершаться хозяйствующими субъектами;
  • быть направленными на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;
  • противоречить законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • причинять или быть способными причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту.

Незаконное копирование фирменного стиля после окончания договора коммерческой концессии является недобросовестной конкуренцией.

В случае установления факта недобросовестной конкуренции с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности.

Размер административного штрафа в указанном случае может составить для должностных лиц в размере 20 000 рублей; для юридических лиц – от 1/100 до 15/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 000 рублей.

Помимо этого, правонарушитель обязан возместить правообладателю все причиненные убытки, связанные с нарушением исключительного права. Вместо возмещения убытков правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу