Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

Какая ответственность предусмотрена за непроведение работодателем специальной оценки условий труда?

В соответствии с трудовым законодательством на работодателей возлагается обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые обязан проводить работодатель для исполнения этой обязанности.

Правовые и организационные основы и порядок проведения оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников такой оценки условий труда определены Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальную оценку условий труда должны проводить все организации и индивидуальные предприниматели. Исключение составляют случаи оценки условий труда надомников, дистанционных работников, а также работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями-религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.

Специальная оценка условий труда, проведение внеплановой специальной оценки

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Законом предусмотрено проведение внеплановой специальной оценки условий труда. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в случаях:

  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями требований законодательства;
  • изменения технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов на работников;
  • изменения состава применяемых материалов или сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов на работников;
  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов на работников;
  • несчастного случая на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве, произошедших по вине третьих лиц);
  • выявления профессионального заболевания, причиной которого явилось воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов;
  • наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой оценки условий труда.

Законом установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в срок от 6 до 12 месяцев, в зависимости от основания для ее проведения.

В случае реорганизации работодателя-юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой оценки условий труда, внеплановая специальная оценка может не проводиться.

Административная ответственность за нарушение проведения оценки условий труда

За нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 рублей.

Данная ответственность наступает как за непроведение специальной оценки условий труда, так и нарушение порядка ее проведения, независимо от количества рабочих мест, в отношении которых была проведена указанная процедура.

Совершение указанного административного правонарушения, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу