ФАС разъяснила, какая информация в интернете не является рекламой

ФАС России разъяснила, какая информация в сети «Интернет» не является рекламой, а какая – признается таковой.

Федеральная антимонопольная служба издала приказ от 14.11.2023 N 821/23, в котором даны подробные разъяснения о том, какая информация не относится к рекламе, а, значит, при ее размещении не нужно соблюдать требования и ограничения законодательства о рекламе. А какая, наоборот, является рекламой. И, следовательно, требует соблюдения требований и ограничений, установленных законодательством.

Ранее такая информация была доведена до хозяйствующих субъектов в письмах ФАС России от 27.04.2023 N 08/32849/23, от 29.05.2023 N 08/41716/23 и от 20.09.2023 N 08/76261/23.

Из приказа следует, что рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке.

Напомним, что в силу Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Такая информация может быть размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», где она в силу способа своего размещения адресуется неопределенному кругу лиц.

Какая информация в сети «Интернет» не является рекламой

По мнению ФАС, не является рекламой информация:

  • не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, а также иных сведений, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним;
  • раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
  • справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
  • о планируемых публикациях (анонсах), размещенная в средстве массовой информации, в котором планируется опубликование впоследствии заявленного в анонсе материала, или освещающая какие-либо вопросы, связанные с изданием или реализацией такого СМИ (например, о сроках подписной кампании или о местах реализации газеты, журнала);
  • не формирующая интереса к какому-либо товару;
  • содержащая одинаковый набор сведений об организациях и производимых или реализуемых ими товарах (оказываемых услугах), сгруппированная по определенным рубрикам, размещенная на сайте в сети «Интернет», представляющем собой каталог;
  • о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте, социальных сетях, официальном приложении для мобильных устройств владельца агрегатора, если указанные сведения предназначены для информирования об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, и сгруппированы по определенным рубрикам, разделам, категориям;
  • о производимых товарах (оказываемых услугах, организуемых выставках и подобных мероприятиях), размещенная на официальном сайте, социальных сетях, официальном приложении для мобильных устройств производителя таких товаров (лица, оказывающего услуги, организатора таких мероприятий), если указанные сведения предназначены для информирования об ассортименте своих товаров (услуг, организуемых мероприятиях), условиях их приобретения (участия в них), ценах и скидках, правилах пользования (участия);
  • о реализуемых товарах разных производителей, размещенная на официальном сайте, социальных сетях, официальном приложении для мобильных устройств продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования об ассортименте реализуемых товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования;
  • о хозяйственной деятельности компании, являющейся продавцом товаров разных производителей, проводимых данной компанией, контрагентах (партнерах) и т. п.;
  • о спонсорах (партнерах) с изображением их товарных знаков (логотипов) в специальном разделе сайта, посвященном описанию именно спонсоров (партнеров). При условии, что размещенная информация не формирует интерес непосредственно к спонсорам (партнерам) и они не являются самостоятельными объектами рекламирования;
  • предоставляемая поисковой системой по запросу пользователя;
  • размещенная на личной странице пользователя социальной сети, не формирующая интерес к какому-либо товару и представляющая собой его личное мнение или отношение к какому-либо товару.

Также не относятся к рекламе отзывы покупателей с личным мнением о товарах, размещаемые в специальных разделах сайтов.

Информация, размещаемая на сайтах и соцсетях, относящаяся к рекламе

В приказе говорится, что рекламой может признаваться информация:

  • размещаемая на сайте, социальных сетях, приложении для мобильного устройства продавца товаров разных производителей, направленная на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг. Например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц и т. п.;
  • об иных хозяйствующих субъектах, размещаемая на сайте, социальных сетях, приложении для мобильного устройства производителя товаров (лица, оказывающего услуги, организатора мероприятий) или продавца товаров. При условии, что такая информация привлекает внимание к таким хозяйствующим субъектам.

Как указывается в приказе, рекламой признается информация, текст которой содержит указание на профиль деятельности организации, оказывающей какие-либо услуги, а также номер телефона или адрес сайта, позволяющие получателю такой информации воспользоваться услугами, оказываемыми конкретной организацией. С учетом этого фактически любая информация может быть признана рекламой.

Представляется, что выходом могло бы стать внесение изменений в постановление Правительства РФ от 25.05.2022 N 948, которым утверждены критерии отнесения рекламодателей и рекламораспространителей, разместивших в сети «Интернет» рекламу, на которых возложена обязанность предоставления информации о рекламе.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу