Верховный суд проверил госконтракты

Верховный суд проанализировал практику применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок для госнужд.

Верховный суд Российской Федерации опубликовал обзор судебной практики применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В обзор вошли в общей сложности более сорока правовых позиций высшей судебной инстанции с разъяснениями по каждой из них. Выводы касаются всех этапов госзакупки: заключения госконтракта, его исполнения, внесения изменений и расторжения, ответственности за нарушение контракта, контроля в сфере закупок и др.

В обзоре разъясняется, что указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1). В свою очередь, включение в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением законодательства о контрактной системе (пункт 2).

При наличии законодательного запрета на допуск товаров иностранного производства для целей осуществления государственных (муниципальных) закупок участник аукциона на право заключения госконтракта должен представить документы, подтверждающие страну происхождения товара (пункт 6). Если выполняемые по госконтракту работы (услуги) подлежат лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности (пункт 7).

Верховный суд разъяснил, что стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по госконтракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом (пункт 9). Если задержка выполнения работ вызвана бездействием заказчика, исполнитель не считается просрочившим, а срок исполнения обязательства продлевается на соответствующий период просрочки (пункт 10). Отсутствие в госконтракте конкретного нарушения, являющегося основанием для одностороннего отказа от контракта, не свидетельствует об отсутствии у стороны такого права (пункт 14).

Госконтракт, заключенный с нарушением требований законодательства о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов (пункт 18).

В обзоре указывается, что представление банковской гарантии, не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, является основанием для признания победителя торгов уклонившимся от заключения контракта (пункт 25). Верховный суд также указал, что непредставление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения либо несоответствие представленного обеспечения требованиям законодательства о контрактной системе может являться основанием для признания соответствующих торгов и заключенный по их результатам контракт ничтожными (пункт 26).

Денежные средства, внесенные исполнителем в качестве обеспечения исполнения госконтракта, подлежат возврату в случае надлежащего исполнения обязательств по контракту или, если это предусмотрено контрактом, по истечении гарантийного срока (пункт 28). В случае исполнения госконтракта с просрочкой обеспечительный платеж удерживается заказчиком в размере, равном размеру имущественных требований заказчика к исполнителю, если иное не предусмотрено контрактом. При этом сумма денежных средств, превышающая указанный размер, подлежит взысканию с заказчика в качестве неосновательного обогащения (пункт 29).

Нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения госконтракта, в частности, несвоевременное предоставление обеспечения исполнения контракта, и предпринявшего меры для заключения контракта, не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков (пункт 41). Заказчик, как заинтересованное лицо, вправе оспорить в арбитражном суде решение антимонопольного органа об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (пункт 42).

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу