Компенсация за задержку авиарейса – что нужно знать пассажирам?

Какую ответственность несет авиакомпания в случае задержки авиарейса, какие права имеются у пассажиров?

Условия воздушной перевозки, права и обязанности перевозчиков, пассажиров и иных лиц участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок регулируются Воздушным кодексом Российской Федерации и Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82.

В соответствии со статьей 103 Воздушного кодекса пассажир, приобретая авиабилет, заключает договор воздушной перевозки с авиакомпанией (перевозчиком), которая обязуется перевезти пассажира в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, выполняющем рейс, указанный в авиабилете.

Кодексом предусмотрено, что авиакомпания несет ответственность перед пассажиром в порядке, установленном законодательством и договором воздушной перевозки.

Права пассажиров и ответственность авиакомпании в случае задержки авиарейса

Федеральными авиационными правилами установлено, что регулярные авиарейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов. Авиакомпания имеет право отменить или задержать авиарейс, указанный в билете, произвести замену типа самолета, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

При задержке авиарейса пассажир имеет право:

  • на отказ от воздушной перевозки. Отказ от перевозки считается вынужденным, и авиакомпания обязана вернуть стоимость билета, даже если договор воздушной перевозки содержит условие о невозврате провозной платы при расторжении договора;
  • на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Пассажир вправе обратиться к авиакомпании с претензией о возмещении убытков, которые он понес в связи с задержкой авиарейса (к примеру, если отменены заранее оплаченные экскурсии, пассажир опоздал на другой рейс и т. п.). К претензии в адрес авиакомпании необходимо приложить копии документов, подтверждающих понесенные убытки. Срок предъявления претензии – в течение шести месяцев с момента задержки рейса. Претензия предъявляется в аэропорту пункта отправления или назначения. Авиакомпания обязана рассмотреть претензию в течение тридцати дней;
  • на уплату авиакомпанией штрафа за просрочку доставки пассажира в пункт назначения. В настоящее время штраф составляет 25 % от установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ) за каждый час просрочки, но не более 50 % стоимости авиабилета, если авиакомпания не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности самолета, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

С 01.04.2024 ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира в пункт назначения будет составлять 100 рублей за каждый час просрочки. Напомним, что в настоящее время исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ, производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

При международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность, установленную соответствующими международными договорами Российской Федерации. Так, в случае воздушной перевозки, на которую распространяется действие Монреальской конвенции, размер выплат будет привязан к специальным правам заимствования (SDR).

Бесплатные услуги, которые обязана предоставить авиакомпания при задержке рейса

В случае задержки авиарейса из-за неблагоприятных метеорологических условий, технических и иных причин, изменения маршрута перевозки, авиакомпания обязана организовать для пассажиров в пункте отправления и промежуточных пунктах следующие услуги:

  • предоставление комнаты матери и ребенка пассажирам с детьми в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • прохладительные напитки при ожидании отправления авиарейса более двух часов;
  • горячее питание при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;
  • гостиницу при ожидании отправления рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;
  • транспорт от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • хранение багажа.

Указанные услуги предоставляются пассажирам без дополнительной платы. Время ожидания при задержке авиарейса начинает исчисляться со времени отправления, указанного в авиабилете.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу