Муниципальные долги за капремонт повесили на граждан

Фонд капитального ремонта выставил собственникам жилых помещений завышенные счета за капитальный ремонт.

Набирает обороты скандал, связанный с выставлением собственникам жилых помещений завышенных счетов за капитальный ремонт. Жители Брянска, проживавшие в квартирах по договору социального найма, а затем их приватизировавшие, получили из регионального фонда капремонта счета с увеличенной в десятки раз суммой за капремонт. В региональном фонде капитального ремонта ссылаются на нормы жилищного законодательства и заявляют, что действуют по закону. Действительно, в соответствии с положениями части 3 статьи 158 Жилищного кодекса, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. До приватизации квартиры находились в собственности муниципального образования, которое не производило оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах — размер задолженности муниципалитета по взносам на капремонт превышает 39 миллионов рублей. Таким образом, долги по капитальному ремонту города Брянска стали долгами его жителей, приватизировавших квартиры после сентября 2014 года. То есть, то, что не оплатили городские чиновники, должны оплатить его жители.

Формально фонд капитального ремонта прав, но возникают вопросы: почему граждане не были поставлены в известность, что приватизируют квартиры с долгами муниципального образования? И почему фонд, который сейчас активно взыскивает деньги с граждан, в течение почти двух лет не предпринимал действий по взысканию задолженности с муниципалитета? Ситуация типична для многих регионов. Люди справедливо возмущаются и не понимают, почему они должны погашать задолженность, которая возникла по вине городских чиновников. Создается впечатление, что фонд капремонта содействовал возникновению задолженности муниципалитета, который, получается, не платил взносы на капитальный ремонт, надеясь, что их заплатят граждане, приватизировавшие квартиры.

Разбираться в законности действий регионального фонда капремонта по взысканию задолженности муниципалитета за капитальный ремонт с граждан и бездействия должностных лиц муниципального образования, «сбросивших» долги по капремонту на брянцев, придется прокуратуре. На этом фоне Госдума планирует принять правительственный законопроект о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно проекту закона, если до момента приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме бывшим наймодателем было принято решение о проведении капитального ремонта, но капремонт не проводился, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность по проведению такого ремонта.

Законопроект разработан в целях реализации постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П. Конституционный суд постановил, что поскольку за бывшим наймодателем сохранена обязанность по капитальному ремонту нуждавшихся в нем домов, необходимо законодательно установить механизм исполнения этой обязанности. Как указывается в постановлении суда, такие дома должны включаться в соответствующую региональную программу капремонта в первоочередном порядке, а сам механизм должен быть согласован с закрепленным в Жилищном кодексе порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (см. Конституционный суд: за капремонт придется платить).

Предполагается, что исполнение бывшим наймодателем обязанности по капитальному ремонту будет осуществляться путем финансирования оказания услуг или выполнения работ по капремонту. Соответствующие средства перечислят на счет регионального оператора капитального ремонта либо на специальный счет многоквартирного дома. При этом собственники квартир не освобождаются от уплаты взносов на капремонт — эти средства будут направлены на последующий ремонт. В прилагаемых к законопроекту материалах указывается, что его реализация не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. То есть капремонт жилья муниципальные образования должны провести за счет своих бюджетов. В условиях кризиса, когда муниципалитеты еле сводят концы с концами, это приведет к еще большему дефициту их бюджетов.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу