Совет Федерации рекомендовал правительству рассмотреть вопрос о завершении налогового эксперимента для самозанятых в 2026 году.
В российской власти нарастают споры о будущем специального налогового режима для самозанятых. Поводом послужила рекомендация Совета Федерации правительству проанализировать итоги налогового эксперимента с налогом на профессиональный доход и рассмотреть вопрос о его досрочном завершении уже в 2026 году. Помимо этого, Совфед предложил разработать меры по противодействию схемам, при которых компании оформляют самозанятыми штатных работников, чтобы снизить налоговую нагрузку.
Напомним, специальный налоговый режим для самозанятых действует с 2019 года. Для граждан, чей годовой доход не превышает 2,4 млн рублей, действует ставка налога в размере 4 % — при расчетах с физлицами и 6 % — при работе с юрлицами и ИП. Эксперимент должен завершиться 31.12.2028.
Однако Федеральная налоговая служба придерживается иной позиции. По ее данным, признаки подмены трудовых отношений выявлены лишь у незначительной части самозанятых. Риски использования режима для ухода от налогов с фонда оплаты труда обнаружены у 182 тысяч человек, что составляет около 1,25 % от общего числа самозанятых.
Недостатки инициативы о завершении налогового эксперимента с самозанятыми
Инициатива Совета Федерации о досрочном завершении эксперимента с самозанятыми содержит ряд системных недостатков, которые могут привести к негативным последствиям.
Главный недостаток заключается в несоразмерности между выявленными рисками и предлагаемыми мерами, что не соответствует масштабу проблемы. По данным ФНС России, признаки потенциальной подмены трудовых отношений выявлены лишь у незначительной доли самозанятых. Вместо «точечной хирургии» в отношении нарушителей инициатива предлагает метод «выжженной земли», лишая всех самозанятых возможности легально работать. Это классический случай, когда вместо адресного усиления контроля и законодательных изменений против злоупотреблений предлагается полностью ликвидировать институт, доказавший свою эффективность.
Ключевыми факторами легализации граждан стали простота налогового режима, отсутствие отчетности, низкая налоговая и административная нагрузка. Именно эти условия позволили миллионам граждан выйти из тени. Резкое ужесточение условий без адекватной альтернативы приведет к обратному эффекту для бюджета: не к росту, а к сокращению поступлений. До 30 % самозанятых могут уйти в тень. В результате бюджет, который мог бы получать с их доходов 4–6 %, не получит ничего.
Читайте также: Фиктивная самозанятость: как налоговики выявляют нелегальные схемы?
Кроме того, инициатива наносит удар по микро- и малому бизнесу. Для многих репетиторов, нянь, мастеров по ремонту, программистов-фрилансеров статус самозанятого — это единственная экономически оправданная форма легальной работы. Их перевод в статус ИП означает рост затрат и административной нагрузки, что может заставить их свернуть деятельность.
Инициатива Совфеда фокусируется на узкой проблеме недобросовестных работодателей, игнорируя позитивные макроэкономические эффекты. Более половины самозанятых до перехода на спецрежим находились в теневом секторе. Прямым доказательством эффективности режима является рост поступлений — сборы продемонстрировали впечатляющий рост со 2 млрд рублей в 2019 году до почти 100 млрд рублей в 2024 году, что способствует увеличению доходов бюджета.
Предложение сенаторов о завершении налогового эксперимента с самозанятыми является разрушительным, а не созидательным, поскольку в нем отсутствует проработанная альтернатива. Инициатива предлагает завершить эксперимент для 14 миллионов человек, не давая ответа, что будет дальше. Результатом станет лишь всплеск нелегальной занятости.
Отмена налогового режима для самозанятых ударит по доверию к государству
Инициатива Совета Федерации подрывает доверие к государству и стабильность правил игры. Власти изначально гарантировали стабильность условий эксперимента до 2028 года, однако досрочный пересмотр этих правил ставит под угрозу доверие не только самозанятых, но и всего бизнеса к обещаниям государства.
Власти тем самым дают предпринимателям ясный сигнал, что условия ведения бизнеса могут быть в любой момент пересмотрены под предлогом «борьбы со злоупотреблениями». Это создает мощный стимул не легализоваться, а всегда иметь «запасной аэродром».
Помимо этого, инициатива борется со следствием, а не с причиной. Корень проблемы заключается не в самозанятых как таковых, а в недобросовестных работодателях, которые переводят штатных работников в этот статус для ухода от налогов.
Вместо отмены режима для всех необходимо усилить адресное администрирование именно в отношении компаний, применяющих подобные схемы. Выявленные случаи должны служить основанием для проверок конкретных компаний, а не для наказания миллионов самозанятых.
Таким образом, предложение о досрочном завершении эксперимента с самозанятыми представляет собой классический пример непродуманной, популистской инициативы, недостатки которой многократно перевешивают потенциальные выгоды.









