Банки возместят денежные средства, перечисленные мошенникам

Кредитные организации будут проводить проверку денежных переводов и возмещать клиентам средства, перечисленные в результате мошенничества.

Принят законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Поправки обязывают банки проверять переводы клиентов и дают право не проводить явно мошеннические операции. Причина – получившие в последнее широкое распространение время случаи, связанные с передачей гражданами номеров платежных карт, кодов, паролей мошенникам. Указанные сведения используются мошенниками для переводов денежных средств без согласия клиентов.

По данным Центробанка, за 2022 год совершено 877 тысяч операций с банковскими картами без согласия клиентов. В результате незаконных операций у граждан похищено более 14 миллионов рублей.

Согласно вносимым изменениям, банки обязаны осуществлять проверку на наличие или отсутствие признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, либо с согласия, полученного под влиянием обмана или злоупотребления доверием. Указанная проверка должна быть проведена до приема к исполнению распоряжения клиента при осуществлении операции с использованием платежных карт, перевода электронных денежных средств или с использование сервиса быстрых платежей. При переводе средств в иных случаях проверка проводится при приеме распоряжения клиента.

Признаки осуществления перевода без добровольного согласия клиента устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте.

Банки получат право отказывать в осуществлении переводов денежных средств

Банки при выявлении операции клиентов, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия, приостанавливают перевод денежных средств на два дня. В случае выявления операции клиента с использованием платежных карт, перевода электронных денежных средств или с использованием сервиса быстрых платежей, соответствующей признакам осуществления перевода без добровольного согласия клиента, банк отказывает в осуществлении соответствующей операции.

При получении от клиента подтверждения распоряжения перевода денежных средств или повторного распоряжения, банк обязан незамедлительно исполнить подтвержденное распоряжение клиента или повторное его распоряжение, при отсутствии иных оснований не принимать такое распоряжение к исполнению. Если клиент не подтвердил распоряжение по переводу денежных средств, оно считается не принятым к исполнению.

Читайте также: Мошенники уговорили взять кредит и похитили средства со счета

Если у банка имеется информация о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, которая содержит сведения о получателе средств, его электронном средстве платежа, то перевод приостанавливается на два дня или в переводе средств должно быть отказано.

Банк обязан уведомить клиента о приостановлении приема к исполнению подтвержденного распоряжения или отказе в осуществлении операции с указанием причины такого приостановления (отказа) и срока такого приостановления.

В каких случаях кредитные организации будут обязаны возвратить сумму перевода

Проводить проверку переводов будут не только банки плательщиков, но и получателей средств. Так, банк, обслуживающий получателя средств, при выявлении им операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, направляет, если это предусмотрено правилами платежной системы, в рамках которой осуществляется перевод, банку, обслуживающему плательщика, информацию о такой операции в рамках мероприятий по противодействию незаконным операциям.

Поправки предусматривают обязанность банка, обслуживающего плательщика, возвратить клиенту сумму перевода в полном объеме, если операция по переводу средств проведена без согласия клиента. Возмещение должно быть произведено в течение тридцати дней, следующих за днем получения соответствующего заявления от клиента. При этом банк не будет нести ответственность перед клиентом за убытки, возникшие в результате надлежащего исполнения требований.

Кредитные организации также будут обязаны приостанавливать использование клиентами электронного средства платежа, если в отношении таких клиентов получена информация о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента. Это позволит приостановить использование платежных карт, которые используются мошенниками для перевода средств.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу