Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать установленные законодательством налоги.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, контролировать выполнение указанных требований, а также взыскивать задолженность в порядке, предусмотренном кодексом.
Неуплата налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов или процентов, приведшая к образованию отрицательного сальдо на едином налоговом счете, служит основанием для направления налоговым органом требования о погашении задолженности.
Порядок направления требований об уплате налоговой задолженности и их обжалования
Согласно статье 69 Налогового кодекса, требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика, в котором указываются:
- наличие отрицательного сальдо единого налогового счета;
- сумма задолженности с разбивкой по видам платежей (налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты) на момент направления требования;
- обязанность погасить задолженность в установленный срок.
На основании статьи 70 указанного кодекса требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов или налоговому агенту не позднее трех месяцев с момента возникновения отрицательного сальдо единого налогового счета, если его размер превышает 3000 рублей.
Налогоплательщики вправе обжаловать в установленном порядке акты налоговых и иных уполномоченных органов, а также действия или бездействие их должностных лиц.
Читайте также: Дробление бизнеса на маркетплейсах: налоговая начала охоту на продавцов!
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для определенной категории споров федеральным законом или договором предусмотрен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, передача спора в арбитражный суд возможна лишь после его соблюдения.
Статьей 138 НК РФ предусмотрено, что акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после обращения в вышестоящий налоговый орган в установленном кодексом порядке.
По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить ненормативный акт налогового органа;
- отменить решение налогового органа полностью или в части;
- отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение;
- признать действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.
Срок рассмотрения жалобы — один месяц со дня ее получения.
Обжалование требований ФНС: последствия несоблюдения досудебного порядка
Статья 148 Арбитражного процессуального кодекса устанавливает, что несоблюдение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения.
Учитывая, что нормы статьи 138 НК РФ и статьи 148 АПК РФ исключают возможность обращения в суд без предварительного обжалования в вышестоящий налоговый орган, заявление, поданное без соблюдения данного порядка, подлежит оставлению без рассмотрения.
Вместе с тем оставление заявления без рассмотрения не лишает налогоплательщика права повторно обратиться в арбитражный суд с тем же требованием в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления его без рассмотрения.
Таким образом, обжалование требования налогового органа об уплате налога возможно с соблюдением обязательного досудебного порядка, несоблюдение которого является основанием для оставления заявления без рассмотрения.