Компенсация за отказ продать товар покупателю без маски

Можно ли получить компенсацию морального вреда, если продавец магазина отказался продать товар покупателю без маски?

В регионах сохраняется обязательный масочный режим в общественных местах, а некоторые магазины отказывают в продаже товара покупателям без средств индивидуальной защиты (масок, перчаток и др.). Отсутствие маски или перчаток может являться основанием привлечения к административной ответственности по статье статья 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

Отсутствие средства индивидуальной защиты у посетителя магазина не может служить причиной для отказа продавца в обслуживании покупателя на кассе. Иное означало бы, что приобрести маску без маски в той или иной торговой точке приводило бы к нарушению режима повышенной готовности покупателем, которому отказали в обслуживании. Есть нормы, которые обязывают находиться в общественных местах в масках, но отсутствует норма закона, которая позволяла бы магазину отказать в продаже товара покупателю без маски.

Моральный вред, причиненный за нарушения продавцом прав потребителя

В разъяснениях Роспотребнадзора, данных относительно наличия средств индивидуальной защиты у посетителей магазинов, со ссылкой на статьи 10 и 426 Гражданского кодекса утверждается, что уклонение торговых организаций в условиях «масочного режима» от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи, не может рассматриваться как нарушение права потребителей. Какого-либо нормативного обоснования этому не приведено. Более того, разъяснения ведомства противоречит смыслу указанных норм.

Согласно положениям гражданского законодательства компенсация морального вреда – один из способов защиты гражданином его нарушенных прав. В силу статьи 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный покупателю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Компенсация морального вреда покупателю отказ магазина в обслуживании

Размер компенсации морального вреда покупателю определяется судом. Суд принимает во внимание степень вины нарушителя, а также характер физических и нравственных страданий потерпевшего, и выносит решение с учетом требований разумности и справедливости. При этом размер компенсации морального вреда по делам о защите прав потребителей не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги), суммы подлежащей взысканию неустойки или размера возмещения имущественного вреда.

Ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее такой вред покупателю. С учетом этого покупатель вправе претендовать на компенсацию морального вреда, если ему причинены физические или нравственные страдания отказом магазина в обслуживании. Это касается и проезда в общественном транспорте. Для взыскания компенсации покупателю необходимо обратиться с соответствующим иском в суд. При подаче иска до 1 млн рублей потребитель освобождается от уплаты госпошлины.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу