Правоотношения в сфере распространения рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства о рекламе и пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с указанным законом реклама представляет собой информацию, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение его на рынке.
Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица или товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама, а товаром – продукт деятельности, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Когда в рекламе собственных товаров не допускается сравнение товарами конкурентов
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражным судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, признается недобросовестной.
Рекламодатели несут ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к их собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.
Читайте также: Контекстная реклама как форма недобросовестной конкуренции
При сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.
В статье 10.bis Парижской конвенции об охране промышленной собственности содержится запрет недобросовестной конкуренции, под которой понимаются всякие акты, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта или его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом или его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом или его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены.
Недобросовестная конкуренция при распространении рекламных материалов конкурентами
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей. Рекламные материалы не должны содержать информацию, в том числе сравнение с товаром конкурентом или его свойствах, если эта информация не раскрывает все свойства и характеристики товара конкурента, а касается лишь части из них либо не раскрывает их вообще, и может создать впечатление о том, что товар конкурента уступает рекламируемому товару.
В противном случае такая реклама будет являться рекламой, основанной на некорректном сравнении рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, то есть недобросовестной (ненадлежащей) рекламой.
Такая реклама также будет содержать в себе признаки недобросовестной конкуренции путем некорректного сравнения, что подпадает под запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения, установленный законодательством о защите конкуренции.
Следовательно, указанные действия будут являться недобросовестной конкуренцией, если распространение такой информации осуществляется хозяйствующим субъектом по отношению к другому хозяйствующему субъекту – конкуренту.