В соответствии со статьей 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать:
- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- возмещения расходов на устранение недостатков товара.
В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству.
Права покупателя при обнаружении в товаре недостатков, технически сложные товары
Отношения, возникающие между гражданами, приобретающими товары для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и продавцами регулируются Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей». Указанный закон устанавливает право граждан на приобретение товаров надлежащего качества, а также определяет механизм реализации этих прав.
Согласно статье 18 указанного закона, при обнаружении в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, покупатель по своему выбору вправе потребовать:
- замены на товар этой же марки (этой же модели);
- замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом.
Покупатель также имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.
Читайте также: Права потребителей: Верховный суд выпустил обзор судебной практики
При этом покупатель вправе требовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные данным законом для удовлетворения соответствующих требований.
В отношении технически сложных товаров покупатель при обнаружении в нем недостатков имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой или другой марки (модели) с перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи товара. По истечении этого срока эти требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружения существенного недостатка товара;
- нарушения установленных сроков устранения недостатков товара;
- невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Какая предусмотрена ответственность за ненаправление ответа на претензию потребителя
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 утверждены правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи. В указанных правилах содержится требование об обязательном направлении ответа потребителю в отношении заявленных претензий продавцу.
Ненаправление ответа потребителю является нарушением обязательных требований, установленных законодательством о защите прав потребителей.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение прав потребителей. В силу статьи 14.8 КоАП РФ уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке требований потребителя, связанных с нарушением его прав, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 300 000 рублей.
Таким образом, ненаправление ответа потребителю может послужить основанием для проведения проверки в отношении продавца с последующим привлечением его к административной ответственности.