По договору поставки поставщик обязуется передать в установленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием.
Покупатель обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором. Принятые товары покупатель должен осмотреть в срок, предусмотренный законодательством, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
В тот же срок покупатель обязан проверить количество и качество принятых товаров в установленном порядке и незамедлительно письменно уведомить поставщика о выявленных несоответствиях и недостатках.
При получении товара от перевозчика покупатель обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары с соблюдением правил, установленных транспортным законодательством.
Распределение бремени доказывания при продаже товара ненадлежащего качества
В соответствии со статьей 475 Гражданского кодекса Российской Федерации если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок или возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара, такого как обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, которые выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, а также других подобных недостатков, покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (п. 2 ст. 475 ГК РФ).
Читайте также: Последствия нарушения поставщиком срока передачи товара покупателю
Из положений статьи 476 указанного кодекса следует, что бремя доказывания причин возникновения недостатков товара распределяется между сторонами договора купли-продажи в зависимости от того, установлен ли на товар гарантийный срок.
Согласно данной норме, продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки возникли до его передачи или по причинам, возникшим до этого момента. Если на товар установлен гарантийный срок, то при обнаружении его недостатков в течение этого срока предполагается, что недостатки возникли до передачи товара, и за них отвечает продавец, пока им не доказано обратное.
Соответственно, если гарантийный срок на товар не установлен, то при обнаружении недостатков товара, пока иное не доказано покупателем, предполагается, что недостатки возникли после передачи товара покупателю по причинам, связанным с его неправильной эксплуатацией, хранением, действиями третьих лиц или непреодолимой силой.
Из смысла приведенных законоположений следует, что в гарантийный период обязанность по доказыванию причин возникновения недостатков товара лежит на продавце.
Несоблюдение правил приемки товаров и право на предъявление требований
По общему правилу, несоответствие поставленного товара требованиям к качеству выявляется непосредственно в момент его передачи покупателю. Обнаружение дефектов в этот период обычно свидетельствует о том, что они возникли до передачи товара и относятся к сфере ответственности поставщика.
Если же недостатки товара обнаружены позднее, что регулируется статьей 477 ГК РФ, покупатель обязан зафиксировать факт их обнаружения и характер в порядке, установленном указанной нормой и договором.
Вместе с тем возможна ситуация, при которой покупатель по неосмотрительности не зафиксировал должным образом факт наличия недостатков товара ни в момент передачи, ни в последующий период. Однако подобная неосмотрительность покупателя не лишает его возможности доказывать факт некачественной поставки, поскольку недостатки товара, будучи объективным фактом, не могут быть устранены вследствие его небрежности при приемке.
Таким образом, нарушение покупателем правил приемки никоим образом не лишает его права предъявлять требования, связанные с выявленными недостатками. В противном случае произошло бы необоснованное освобождение продавца от ответственности за неисполнение обязанности по передаче товара надлежащего качества.









