Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения закреплены в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Задачами указанного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 12 указанного закона ремонт и содержание автомобильных дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность содержания и устранения неисправности автомобильных дорог
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. При этом на лиц, ответственных за содержание автомобильных дорог, возложена обязанность не только содержать дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, но и своевременно устранять недостатки и неисправности дорог.
Читайте также: Нарушение правил дорожного движения без вины
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта России от 26.09.2017 N 1245-с.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин, предусмотренные ГОСТ
ГОСТ установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляется в сроки от 5 до 14 суток. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см. Наличие выбоин, просадок, проломов покрытия автомобильной дороги, которые превышают предусмотренные ГОСТ, не допускается.
Читайте также: Плохие дороги – как заставить муниципалитет отремонтировать?
Общие основания ответственности за причинение вреда установлены статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Причинитель вреда освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Возмещение ущерба автомобилю, причиненного из-за выбоины на дороге
В постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Бремя доказывания невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред, вина в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
По смыслу приведенных законоположений и разъяснений Пленума Верховного суда Российской Федерации обязанность по доказыванию вины при возмещении ущерба автомобилю, причиненного из-за выбоины на дороге, в том числе действиях потерпевшего умысла или грубой неосторожности, содействовавших возникновению или уменьшению вреда, возлагается на лицо, причинившее вред. То есть на лиц, ответственных за содержание автомобильных дорог.