Масочный режим – почему не прав Роспотребнадзор?

1 Комментарий

Роспотребнадзор считает, что отказ магазина в обслуживании покупателю без маски не нарушает права потребителей. Правы ли чиновники?

Масочный режим, который продолжает действовать в регионах, остается одной из обсуждаемых тем. Власти намерены усилить контроль за соблюдением масочного режима в магазинах. Некоторые магазины перестали пускать внутрь покупателей без масок. В связи с чем граждане регулярно задают в социальных сетях и на форумах вопрос: вправе ли работники магазина отказать в обслуживании покупателю без маски?

Официальная позиция по вопросу правомерности отказа в обслуживании гражданам без масок изложена Роспотребнадзором еще 20 мая 2020 года. Суть ее сводится к следующему: такая профилактическая мера, как масочный режим имеет большое значение в системе проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.

Разъяснения Роспотребнадзора об отказе магазином в обслуживании покупателей

В разъяснениях говорится, что в случае, когда на основании принятого в установленном порядке нормативного правового акта на территории региона введен масочный режим, работники магазинов имеют все основания для отказа в обслуживании покупателям, не использующим средства индивидуальной защиты – маски. А любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия).

По мнению Роспотребнадзора, отказ магазина в обслуживании покупателю без маски не может и не должен рассматриваться как действия, нарушающие права потребителей. Поскольку такие действия со стороны организаций и индивидуальных предпринимателей отвечают принципу разумности поведения участников гражданских оборота и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения договора розничной купли-продажи с потребителем.

Масочный режим не запрещает продажу товаров без средств индивидуальной защиты

Чего тут больше: перевернутой логики или некомпетентности – сказать трудно. Начнем с того, что распоряжения региональных властей, которыми введен масочный режим, не запрещают продажу товаров покупателям без средств индивидуальной защиты. По-другому и быть не могло. Продажа товаров регулируется гражданским законодательством, находящимся в ведении Российской Федерации, поэтому регионы не вправе устанавливать такие запреты.

Однако в Роспотребнадзоре считают, что отказ в обслуживании покупателей без маски не нарушает их права. Начальник управления защиты прав потребителей центрального аппарата ведомства заявил, что в основе ограничений лежат нормы Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Это не так. Указанный закон не содержит подобных ограничений.

Административная ответственность за отказ потребителю в предоставлении товаров

Частью 5 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) по причинам, связанным с состоянием его здоровья. Такой отказ влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В статье 14.8 КоАП РФ сказано, что в случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более лицам одновременно, административная ответственность наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности. То есть закон запрещает магазинам отказывать в обслуживании покупателей.

Отсутствие маски не основанием для отказа покупателю в обслуживании

Ни Гражданский кодекс, ни Закон о защите прав потребителей, ни Правила продажи отдельных видов товаров не содержат такого основания для отказа в заключении договора розничной купли-продажи, как отсутствие у покупателя средств индивидуальной защиты. Отсутствие маски является основанием для привлечения к ответственности, но не может служить причиной для отказа в обслуживании покупателя без маски. Следовательно, такой отказ незаконен.

Более того, согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417, региональные власти, муниципалитеты и организации в случае, если граждане находятся на их территории, обязаны предоставлять гражданам средства индивидуальной защиты. Иными словами, использование масок возможно при их предоставлении торговыми организациями либо соответствующими органами власти.

Что делать, если магазин отказал в продаже товара покупателю без маски

Отказ в обслуживании желательно зафиксировать на камеру мобильного телефона. Затем попросить книгу отзывов и предложений, в которой подробно описать произошедшее. Указать дату и время, фамилию продавца, причину отказа. Необходимо также направить письменную претензию владельцу магазина – организации или индивидуальному предпринимателю. Ответ на претензию покупателя магазин обязан дать в течение 10 дней.

Жалобы на отказ в обслуживании нужно направлять в Роспотребнадзор и прокуратуру. В жалобе следует изложить обстоятельства отказа и потребовать принять предусмотренные законом меры. Обращения можно отправить через официальный сайт Роспотребнадзора и интернет-приемную генпрокуратуры. Покупатель, которому отказали в продаже товара без маски, вправе требовать компенсацию в денежной форме.

Если вам нужен квалифицированный и опытный юрист по спорам о защите прав потребителей, обращайтесь в центр Кирпиков и партнеры.

Оставить комментарий
Комментариев: 1

Можно вызывать полицию прямо в магазин. А потом — в суд.

Владимир
Ответить
Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Стоимость услуг