Проверка контрагентов стала нормой, однако вменение налогоплательщикам такой обязанности следует расценивать как форму налогового контроля.
Законодательство о налогах и сборах не допускает уменьшение налогоплательщиком налоговой базы или суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
При отсутствии вышеуказанных обстоятельств по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу или сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации при соблюдении одновременно следующих условий: основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) или зачет (возврат) суммы налога; обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, или лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Данные положения направлены на противодействие налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды.
Получение необоснованной налоговой выгоды с использованием формального документооборота
В признании обоснованности получения налоговой выгоды может быть отказано, если будет установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентами, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности с ними налогоплательщика.
По смыслу указанных положений создание налогоплательщиком формального документооборота при фактическом отсутствии тех хозяйственных операций, в отношении которых налогоплательщик претендует на получение налоговой выгоды, является основанием для признания такой налоговой выгоды необоснованной.
Читайте также: Верховный суд обобщил судебную практику об оценке налоговой выгоды
Соответственно, при решении вопроса об обоснованности налоговой выгоды во взаимоотношениях с контрагентами, не имеющими необходимых условий для экономической деятельности и не исполняющими налоговых обязательств по сделкам, осуществляемым от их имени, определяющее значение имеет действительное (реальное) совершение тех хозяйственных операций, в отношении которых налогоплательщик претендует на получение соответствующей налоговой выгоды.
О необоснованности налоговой выгоды может свидетельствовать невозможность реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, для производства товаров (работ, услуг), а также отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности (управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств).
Вместе с тем в обычаях, сложившихся в предпринимательской деятельности, торговое посредничество не всегда требует наличия собственных основных средств, складских помещений, транспорта и персонала. Поскольку предприниматели вправе привлекать материальные ресурсы путем заключения договоров аренды, имущественного найма и др.
Почему незаконно вменение осуществления проверку налогоплательщикам своих контрагентов
В силу принципа презумпции добросовестности налогоплательщика именно на налоговых органах лежит бремя доказывания того, что приобретение товаров (работ, услуг) не имело места в действительности, либо спорные товары (работы, услуги) хотя и были получены, но фактически поставлены иными лицами. При этом оценка проявления налогоплательщиком должной степени осмотрительности не должна сводиться к выявлению изъянов в эффективности и рациональности его хозяйственных решений.
Стало уже нормой требовать от налогоплательщиков проводить проверку своих контрагентов. Между тем Налоговым кодексом не установлена обязанность налогоплательщика осуществлять проверку контрагента на предмет нахождения его по месту госрегистрации, а также выполнения им обязанностей по уплате налогов, сборов и страховых взносов.
Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей, как указывается в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Вменение указанных обязанностей налогоплательщикам следует расценивать исключительно как возложение на них обязанности по проведению в отношении контрагентов мероприятий налогового контроля.