Вступили в силу изменения законодательства, которые обязали банки приостанавливать денежные переводы без добровольного согласия клиентов.
С 25 июля вступили в силу изменения законодательства, которые обязали банки контролировать и временно приостанавливать денежные переводы без добровольного согласия клиентов. Одновременно приказом Банка России установлены признаки осуществления перевода денежных средств без такого согласия.
Проверка на предмет наличия признаков осуществления денежных переводов без добровольного согласия клиента производится на основании базы данных Банка России. При выявлении операции, соответствующей признакам осуществления перевода без добровольного согласия клиента, банк приостанавливает прием к исполнению распоряжения клиента на два дня. При этом клиентам должна предоставлять информация:
- о временном приостановлении приема к исполнению распоряжения по переводу денежных средств;
- о рекомендациях по снижению рисков повторного осуществления перевода без добровольного согласия клиента;
- о возможности подтвердить распоряжение не позднее одного дня, следующего за днем приостановления перевода приема к исполнению распоряжения.
Денежные переводы, осуществляемые без добровольного согласия клиента
При проверке переводов банки должны руководствоваться критериями, установленными Банком России. Перевод считается совершенным без согласия клиента, если:
- информация о получателе денег содержится в базе данных Банка России;
- перевод совершается с устройств, которые ранее уже использовались для осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента;
- имеется несоответствие обычно совершаемым клиентом операциям по переводу денежных средств (время, место, устройство, сумма, периодичность операций и получатель средств);
- информация о получателе денежных средств (в том числе его электронном средстве платежа) содержится в базе данных банка по переводам денежных средств без добровольного согласия клиента;
- в отношении получателя средств возбуждено уголовное дело по факту совершения противоправных действий, связанных с осуществлением перевода денежных средств без добровольного согласия клиента;
- денежный перевод соответствует признакам осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, в том числе информации, полученной от третьих лиц;
- при переводе денежных средств либо перед их переводом клиент осуществлял нетипичные телефонные переговоры, а также получал сообщения с новых абонентских номеров или адресатов, в том числе в мессенджерах, по электронной почте или в интернете.
Читайте также: Почему граждане отдают мошенникам миллионы рублей
Проверка банками переводов денежных средств проводится до момента их списания со счета клиента. Однако это не распространяется на денежные переводы, являющиеся заработной платой или иными доходами, в отношении установлены ограничения размеров удержания, а также переводов денежных средств, являющихся доходами, на которые не может быть обращено взыскание. Иные денежные переводы могут быть признаны как осуществляемые без добровольного согласия клиента и приостановлены на два дня.
Если после истечения двух дней клиент повторно потребует совершить тот же самый денежный перевод, банк обязан незамедлительно принять к исполнению подтвержденное распоряжение клиента при отсутствии иных установленных законодательством оснований не принимать подтвержденное распоряжение клиента к исполнению.
В каком случае банк обязан возместить клиенту сумму денежного перевода
Отдельные правила установлены в отношении переводов, совершаемых клиентами при помощи электронных средств платежа (банковских карт, электронных денежных средств и сервисов быстрых платежей).
В случае если банком будет исполнено распоряжение клиента по переводу денежных средств или совершена операция с использованием банковской карты, перевод электронных денежных средств или с использованием сервиса быстрых платежей, подпадающих под признаки перевода без добровольного согласия, банк обязан возместить клиенту сумму перевода. Возмещение должно быть произведено в течение 30 дней, следующих за днем получения соответствующего заявления. Клиент обязан направить такое заявление в банк незамедлительно, но не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления о совершенной операции.
Банк не несет ответственности перед клиентом за убытки, возникшие в результате надлежащего исполнения требований закона.
Изменения, внесенные в законодательство, безусловно, повысят защиту граждан от мошеннических действий при совершении банковских операций. При этом срок приостановки денежных переводов можно сократить до одного дня.