Бизнесу грозят штрафы за навязывание дополнительных услуг

Принят закон о штрафах за навязывание дополнительных услуг, а также за отказ рассматривать жалобы.

Совет Федерации одобрил закон, устанавливающий ответственность за навязывание потребителям дополнительных товаров и услуг, а также за уклонение от рассмотрения в установленном порядке требований потребителей. Так, административный штраф за навязывание дополнительных товаров (работ, услуг) для должностных лиц может составить от двух тысяч до четырех тысяч рублей, для юридических лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Изначально предлагалось установить штрафы в размере стоимости дополнительно навязанных товаров, работ и услуг на дату окончания или пресечения нарушения. Санкция для должностных лиц должна была рассчитываться в размере двукратной стоимости навязанных услуг, а для бизнеса – в размере трехкратной стоимости. Но затем было решено установить штраф в фиксированной сумме.

Закон также вводит штрафы за необоснованный отказ в рассмотрении жалобы потребителя либо уклонение от  рассмотрения. Для должностных лиц штраф составит от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, для юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Поправки, предусматривающие ответственность за навязывание дополнительных услуг, вступят в силу через десять дней после официального опубликования закона.

Недопустимые условия, предъявление требования об исключении недопустимых условий

Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» определены недопустимые условия договора с потребителями. Под ними понимаются условия ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законодательством. Данной нормой предусмотрено правило, согласно которому, недопустимые условия являются ничтожными.

К недопустимым относятся условия договора, которыми:

  • предоставляется продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченным организации или индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий). Исключение составляют случаи, предусмотренные законодательством;
  • ограничиваются права потребителей на свободный выбор территориальной подсудности споров по искам о защите прав потребителей;
  • устанавливаются для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права на отказ в любое время от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг);
  • исключается или ограничивается ответственность продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченных организации или индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;
  • обусловливается приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом;
  • предусматривается выполнение дополнительных  работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя;
  • ограничиваются права потребителей на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);
  • предусматриваются основания досрочного расторжения договора по требованию продавца (исполнителя, владельца агрегатора), не предусмотренные законодательством;
  • уменьшается размер законной неустойки;
  • ограничивается право выбора вида требований, предусмотренных законом, которые могут быть предъявлены продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченным организации или индивидуальному предпринимателю, импортеру) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества;
  • устанавливается обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если он не предусмотрен законом;
  • предусматривается обязанность потребителей по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
  • ограничиваются средства и способы защиты нарушенных прав потребителей;
  • ставится удовлетворение требований потребителя в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг);
  • нарушаются правила, установленные международными договорами Российской Федерации, законами или иными правовыми актами в области защиты прав потребителей.

Читайте также: Отмена скидки на покупку автомобиля при отказе от навязанных услуг

Если потребитель правомерно указал на наличие в договоре недопустимых условий и потребовал исключить их, то отказ в заключении или изменении условий договора на этом основании не допускается. При предъявлении потребителем требовании об исключении из договора недопустимых условий договора указанное требование должно быть рассмотрено  в течение десяти дней со дня его предъявления, а потребитель должен быть уведомлен о результатах рассмотрения и принятом мотивированном решении по существу указанного требования.

Как отличить навязывание дополнительных услуг и добровольную дополнительную услугу

С развитием рынка и конкуренции бизнес стал использовать способы, которые позволяют добиться увеличения прибыли, включая навязывание дополнительных товаров (работ, услуг). Законодателями предпринимаются попытки защитить потребителей от навязанных за дополнительную плату услуг. В частности, в 2021 году в целях защиты прав заемщиков были внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». А в 2022 году – поправки в законодательство о защите прав потребителей.

Теперь вводятся штрафы за навязывание дополнительных услуг и за необоснованный отказ в рассмотрении жалобы потребителя либо уклонение от  рассмотрения.

Идея введения штрафных санкций за нарушения прав потребителей понятна: такие штрафы будут сдерживать предпринимателей от незаконного или недобросовестного поведения. Это будет способствовать развитию конкуренции и повышению качества товаров (работ, услуг).

Вместе с тем необходимо определить, что является навязыванием дополнительных услуг, Поскольку не любая дополнительная услуга отнесена к навязанной услуге. Если она является добровольной, то не нарушает предоставленных потребителю законом прав. В противном случае предпринимателя рискуют столкнуться с потребителями, которые захотят воспользоваться новыми санкциями для получения собственной выгоды.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу