Взаимоотношения сторон по договору воздушной перевозки пассажира регулируются положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей», а также иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 786 Гражданского кодекса, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
Билет может быть оформлен в электронной форме или на бумажном носителе. В силу Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, билет, оплаченный по тарифу, не ограничивающему условия продажи и использования, удостоверяет обязательство авиаперевозчика по перевозке пассажира в течение одного года, считая с даты начала перевозки, а если перевозка не начата – с даты оформления билета.
Основания для отказа от договора перевозки, аннулирование бронирования авиабилетов
Основания отказа авиакомпании от договора перевозки предусмотрены законодательством. Авиакомпания вправе в одностороннем порядке отказаться от договора перевозки в следующих случаях:
- пассажир внесен перевозчиком в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена;
- нарушение пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и иных требований законодательства, предъявляемых к воздушной перевозке пассажиров;
- отказ пассажира выполнять требования, предъявляемые федеральными авиационными правилами;
- состояние здоровья пассажира требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
- отказ пассажира оплатить провоз своего багажа;
- отказ пассажира оплатить перевоз следующего с ним ребенка;
- нарушение пассажиром правил поведения на борту самолета, создающее угрозу безопасности полета либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром распоряжений командира воздушного судна;
- наличие в ручной клади запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ;
- отмены рейса, если этого требуют условия безопасности полетов или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
Читайте также: Провоз ручной клади авиапассажирами – что разрешено провозить
Бронирование аннулируется в следующих случаях:
- пассажиром не произведена оплата перевозки в установленный авиаперевозчиком срок и ему не оформлен билет;
- пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки и не сообщил авиаперевозчику о намерении продолжить перевозку.
Недопустимость отказа авиакомпании от договора из-за технической ошибки в цене билета
Возможность одностороннего отказа авиакомпании от договора воздушной перевозки пассажира из-за технической ошибки в цене билета законодательством не предусмотрена.
Гражданским кодексом установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную указанным кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
На основании статьи 116 Воздушного кодекса авиакомпания несет ответственность перед пассажиром в порядке, установленном законодательством, а также договором воздушной перевозки пассажира.
Законом о защите прав потребителей закреплено положение, что за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме.
В случае одностороннего отказа авиакомпании от договора воздушной перевозки без установленных законом оснований, пассажир вправе обратиться с иском в суд об обязании предоставить услуги авиаперевозки на аналогичных условиях, а также о возмещении причиненных убытков.