В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» продавец обязан передать покупателю товар, в данном случае – легковой автомобиль, качество которого соответствует договору. Но процедура возврата транспортного средства в автосалон отличается от возврата обычной покупки, так как автомобили легковые в силу постановления Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 относятся к категории технически сложных товаров.
Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества закреплены в статье 503 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данной нормой установлено, что в отношении технически сложного товара, если его недостатки не были оговорены продавцом, покупатель вправе требовать его замены или отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству.
Права покупателя при обнаружении у легкового автомобиля недостатков
При обнаружении в легковом автомобиле любых, даже незначительных, недостатков покупатель вправе в течение пятнадцати календарных дней со дня передачи его автосалоном покупателю:
- расторгнуть договор купли-продажи (отказаться от его исполнения) и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы;
- предъявить требование о его замене на легковой автомобиль этой же модели или на такой же другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены.
По истечении пятнадцатидневного срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка;
- нарушение установленных законом сроков устранения недостатков;
- невозможность использования автомобиля в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Расторжение договора и возврат уплаченной за легковой автомобиль суммы
При обнаружении недостатков покупатель имеет право расторгнуть договор, вернув легковой автомобиль в автосалон с возвратом уплаченной за него суммы. Покупатель также вправе потребовать его замены на автомобиль этой же модели или на такой же другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены. Такие же требования могут быть предъявлены изготовителю, уполномоченным организации или индивидуальному предпринимателю, импортеру.
Автосалон (изготовитель, уполномоченные организация или индивидуальный предприниматель, импортер) обязаны принять автомобиль у покупателя и в случае необходимости провести проверку его качества. Покупатель имеет право участвовать в проверке качества автомобиля. В случае отказа в возврате уплаченной за автомобиль суммы покупатель вправе обратиться с иском в суд о расторжении договора и взыскании уплаченной денежной суммы.