Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов. Для этих целей должностные лица налогового органа наделены правом проводить налоговые проверки в установленном законом порядке. При этом налоговые органы должны действовать в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая проверка и осмотр помещений налогоплательщика
В соответствии со статьей 92 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении выездной налоговой проверки, а также в рамках камеральной проверки по НДС налоговые органы имеют право осматривать любые помещения налогоплательщика, в отношении которого проводится указанная налоговая проверка, используемые для извлечения дохода или связанные с содержанием объектов налогообложения. Проводить осмотр помещений налоговые органы вправе независимо от места их нахождения.
Налоговым кодексом не предусмотрено проведение должностными лицами налогового органа осмотра помещений контрагентов и третьих лиц — участников сделки, когда такие помещения не связаны с деятельностью проверяемого налогоплательщика. Законодательство о налогах и сборах не допускает никаких осмотров в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а тем более – третьих лиц, если в их отношении не проводится налоговая проверка, и, следовательно, таких осмотров проводиться не должно.
Помещения контрагентов и третьих лиц осматривать запрещено
Письмом ФНС России от 16.10.2015 N СД-4-3/18072, которое было посвящено рассмотрению обращений по вопросам применения НДС в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах, допускался осмотр помещений в отношении контрагентов налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки. Осмотр помещений предписывалось проводить с целью сбора максимально полной доказательственной базы, направленной на установление наличия или отсутствия фактов получения необоснованной налоговой выгоды.
Должностные лица налоговых органов при проведении осмотров руководствовались этим письмом. В связи с чем Верховный суд указал, что данное письмо в силу принципа ведомственной субординации опосредованно, через правоприменительную деятельность должностных лиц территориальных органов ФНС России, приобрело, по сути, обязательный характер в отношениях налоговых органов. Решением Верховного суда Российской Федерации от 10.06.2019 N АКПИ19-296 указанные положения признаны не действующими.
Незаконный отказ в доступе и воспрепятствование осмотру
Незаконный отказ в доступе должностных лиц налогового органа и незаконное воспрепятствование осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений, а также территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет административную ответственность. За данные действия статьей 19.7.6 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
В случае, если налоговая проверка проводится в отношении гражданина, то должностные лица налоговых органов не могут находиться в жилых помещениях проверяемого физического лица помимо или против воли проживающих в них граждан. Доступ должностных лиц налоговых органов при проведении налоговой проверки в квартиру против воли проживающих в ней лиц иначе как на основании судебного решения не допускается (см. Выездная налоговая проверка в жилом помещении).