Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности и результативности закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу указанного закона при осуществлении закупок применяются конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). К конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся, в том числе аукционы.
Требования к участникам закупок осуществляющим поставку товаров (работы, услуг)
При осуществлении закупки устанавливаются единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Частью 2.1 статьи 31 вышеназванного закона предусмотрено, что если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов составляет 20 млн рублей и более, заказчик устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки данному требованию, являются в том числе исполненный контракт, заключенный в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Представление участником закупки недостоверных сведений об опыте выполнения работ
Гражданском законодательством установлено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного суда РФ, изложенной в постановлении от 23.06.2015 N 25, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
В случае предоставления недостоверных сведений заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта. Принятие одностороннего отказа от исполнения контракта является основанием для обращения заказчика о включении такого поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.
Представление участником закупки недостоверной информации об опыте выполнения работ в целях заключения госконтракта, что позволило ему стать победителем определения подрядчика, повлечет применение к нему мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в указанный реестр.