По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным указанным кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
В соответствии со статьей 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи, а также иными способами, которые исключают возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Дистанционный способ продажи, в течение какого срока покупатель вправе отказаться от товара
Права покупателей при дистанционном способе продажи товаров урегулированы нормами статьи 26.11 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей».
Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена покупателю информация:
- об основных потребительских свойствах товара;
- об адресе (месте нахождения) продавца;
- о месте изготовления товара;
- о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя);
- о цене и об условиях приобретения товара;
- об его доставке;
- о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;
- о порядке оплаты товара;
- о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Покупателю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о порядке и сроках его возврата.
Покупатель вправе отказаться от товара:
- в любое время до его передачи;
- в течение 7 дней после его передача;
- в течение 3 месяцев с момента его передачи, если покупателю в момент доставки товара в письменной форме не была предоставлена информация о порядке и сроках возврата товаров надлежащего качества.
Читайте также: Обмен товара надлежащего качества, купленного в интернет-магазине
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Данное положение распространяется на все виды товаров, предлагаемых к продаже, в том числе технически-сложные товары. Исключение составляют товары надлежащего качества, имеющие индивидуально-определенные свойства, если они могут быть использованы исключительно приобретающим их покупателем.
При отказе покупателя от товара продавец обязан возвратить ему денежную сумму, уплаченную покупателем по договору (за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара), не позднее чем через 10 дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования.
Возврат покупателем елки и новогодних игрушек при дистанционном способе продажи товаров
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2463 утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену.
Указанный перечень непосредственно связан с обменом непродовольственных товаров, подпадающих по требования статьи 25 вышеназванного закона. В соответствии с указанной нормой покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
К дистанционному способу продажи товаров данный перечень не применяется. Поскольку правовое содержание вышеназванной статьи принципиально отличается от положений статьи 26.1 данного закона, в соответствии с которой покупатель вправе отказаться от товара безотносительно к причинам отказа.
Следовательно, отказ в возврате товара надлежащего качества при дистанционном способе продажи товаров (в данном случае – елки и новогодних игрушек) не допускается.
Если приобретенный на маркетплейсе товар оказался с недостатками либо не соответствующим заявленным требованиям, применяются правила, предусмотренные статьями 18 и 19 закона. Покупатель вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.