Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юрлица для удовлетворения требований кредиторов, дальнейшая ликвидация может осуществляться только в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Документы, необходимые для госрегистрации в связи с ликвидацией
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в налоговый орган, среди прочего, представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной ФНС России. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юрлица согласованы с соответствующими государственными или муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс.
Читайте также: Безнадежные долги ликвидированной организации-должника
Сама по себе подача в налоговый орган указанных документов не является основанием для государственной регистрации ликвидации юридического лица, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юрлица
Ликвидационный баланс юридического лица в силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса составляется и утверждается после завершения расчетов с кредиторами. Документы, необходимые для государственной регистрации ликвидации юрлица, исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, должны соответствовать требованиям закона и содержать достоверную информацию о наличии неисполненных обязательств юрлица.
На основании статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для госрегистрации документов. Представление в налоговый орган ликвидационного баланса юридического лица, не отражающего действительного размера обязательств перед кредиторами, рассматривается как непредставление документа, содержащего необходимые сведения. Это влечет отказ в ликвидации юрлица.