Штраф за неисполнение обязанности по воинскому учету

Какая ответственность предусмотрена для должностных лиц организации за неисполнение обязанности по воинскому учету работников?

Обязанности должностных лиц организации (руководителя и др.), ответственных за обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии со статьей 4 указанного закона руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:

  • оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов (военкоматов);
  • обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военкоматов;
  • направлять в двухнедельный срок по запросам военкоматов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных на нем состоять;
  • предоставлять в двухнедельный срок в военкоматы сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных на нем состоять;
  • вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным на нем состоять, направление в военкомат для постановки на воинский учет.

Кто из прошедших и не прошедших службу подлежит воинскому учету

Воинскому учету подлежат граждане мужского пола:

  • в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
  • пребывающие в запасе;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных сил России;
  • успешно завершившие обучение в военных учебных центрах либо в образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров, сержантов, старшин, солдат, матросов запаса;
  • завершившие обучение на военных кафедрах образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров, сержантов, старшин, солдат, матросов запаса;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на указанный учет в военкоматах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу.

На воинском учете также состоят женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Обязанности должностных лиц, ответственных за военно-учетную работу

Должностные лица, ответственные за военно-учетную работу, в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы обязаны:

  • проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов;
  • заполнять учетные документы в соответствии с записями в документах воинского учета;
  • разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
  • информировать военкоматы об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации;
  • определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет, и принимать меры к постановке на указанный учет;
  • вести и хранить учетные документы граждан, поставленных на воинский учет.

Что обязаны обеспечить работодатели для постановки граждан на воинский учет

Организации и их должностные лица должны:

  • направлять в двухнедельный срок в военкоматы сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению с работы;
  • предоставлять в двухнедельный срок по запросам военкоматов сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных на нем состоять;
  • сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
  • вносить в учетные документы сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства (пребывания) и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военкомат.

Работодатели также обязаны оповещать граждан о вызовах (повестках) военкоматов и обеспечивать им возможность явки в места, указанные военкоматами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Ответственность за нарушение порядка ведения воинского учета граждан

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка ведения воинского учета предусмотрена административная ответственность. Размер административного штрафа для должностных лиц составляет:

  • от одной до трех тысяч рублей – за непредставление в военкомат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • от одной до трех тысяч рублей за неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата или необеспечение гражданам возможности явки по вызову в военкомат (ст. 21.2 КоАП РФ);
  • от одной до пяти тысяч рублей – за несообщение в военкомат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Налагать штраф за неисполнение обязанностей по воинскому учету вправе военные комиссары, а срок привлечения к ответственности за указанные нарушения составляет три года со дня их совершения.

Оставить комментарий
Оставить комментарий

* Указывать не обязательно, фамилия и отчество не будут опубликованы.

Вопрос юристу