Порядок действий страхователей при наступлении страхового случая по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) установлен Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
В соответствии со статьей 11 указанного закона чтобы воспользоваться своим правом на страховое возмещение, потерпевший обязан при первой возможности уведомить страховую организацию о наступлении страхового случая. Для получения страхового возмещения потерпевшему необходимо в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховой компании заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложением документов, предусмотренных правилами.
Порядок направления заявления о страховом возмещении в страховую компанию
Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховой организации, застраховавшей гражданскую ответственность лица, причинившего вред.
Читайте также: Как взыскать ущерб с виновника ДТП без полиса ОСАГО
В предусмотренных законом случаях заявление о прямом возмещении убытков направляется страховой компании, застраховавшей гражданскую ответственность потерпевшего. Заявление о прямом возмещении убытков направляется страховой организации, застраховавшей гражданскую ответственность потерпевшего, при наличии одновременно следующих обстоятельств:
- в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам;
- дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по договору обязательного страхования в соответствии с законом.
Представление автомобиля для осмотра или независимой технической экспертизы
При недостаточности документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и размер возмещения вреда, страховая организация в течение трех рабочих дней со дня их получения по почте, а при личном обращении – в день обращения обязана сообщить об этом потерпевшему с указанием перечня недостающих или неправильно оформленных документов.
В случае возмещения вреда, причиненного имуществу, потерпевший обязан в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховом возмещении представить страховой компании поврежденный автомобиль или его остатки для осмотра или независимой технической экспертизы.
Читайте также: Страховой случай при посадке и высадке пассажиров из автомобиля
Страховая организация обязана осмотреть поврежденное транспортное средство и организовать независимую техническую экспертизу в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов, и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, если иной срок не согласован с потерпевшим.
Сроки страхового возмещения, направления на ремонт и отказа в выплате
Возмещение вреда может осуществляться путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного автомобиля или в форме страховой выплаты.
Страховая компания обязана произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и независимой технической экспертизы поврежденного автомобиля выдать потерпевшему направление на ремонт с указанием станции технического обслуживания, либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении в течение:
- 20 дней, за исключением нерабочих праздничных дней;
- 30 дней, за исключением нерабочих праздничных дней, при наличии согласия страховой компании на самостоятельное проведение потерпевшим восстановительного ремонта автомобиля.
Сроки страхового возмещения начинают истекать со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.