Отношения между потребителями, изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами и владельцами агрегаторов информации о товарах и услугах, возникающие в процессе продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей». Этим законом устанавливаются права потребителей, в том числе право на получение полной информации о товарах, работах, услугах, об их изготовителях, исполнителях, продавцах и владельцах агрегаторов, а также предусмотрены государственная и общественная защита интересов потребителей и определен механизм реализации этих прав.
В соответствии с указанным законом под потребителем понимается гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывает, приобретает или использует товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Недопустимые условия договора и запрет навязывания дополнительных услуг
Согласно статье 16 вышеназванного закона недопустимыми являются условия договора, ущемляющие права потребителя, если они противоречат правилам, установленным настоящим законом, а также другим законам и принимаемым в соответствии с ними нормативным правовым актам, регулирующим отношения в сфере защиты прав потребителей. Такие ущемляющие права потребителя условия договора являются ничтожными.
К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, в частности, относятся:
- условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривающие обязательство заключить иные договоры, если это прямо не предусмотрено законом;
- условия, предусматривающие выполнение дополнительных работ или оказание услуг за плату без получения согласия потребителя.
Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе обуславливать заключение или исполнение договора на одни товары (работы, услуги) обязательным приобретением потребителем других товаров (работ, услуг).
Продажа дополнительных товаров, работ или услуг за отдельную плату осуществляется продавцом, исполнителем или владельцем агрегатора исключительно с согласия потребителя.
Читайте также: Права потребителей: Верховный суд выпустил обзор судебной практики
Запрещается навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату путем предложения приобрести их до заключения основного договора о приобретении основных товаров (работ, услуг), если приобретение дополнительных товаров (работ, услуг) обусловлено обязательностью их приобретения вместе с основными, если иное не предусмотрено законом.
Согласие потребителя на приобретение дополнительных товаров, работ или услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. При этом обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельств, в силу которых оно не требуется, возлагается на продавца (исполнителя, владельца агрегатора).
Не допускается проставление продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) автоматических отметок о согласии потребителя, выражение такого согласия за потребителя в ином виде или создание условий, которые предполагают изначальное согласие потребителя на приобретение дополнительных товаров, работ или услуг.
Порядок и сроки возврата денежных средств потребителю за навязанную услугу
Потребитель вправе отказаться от оплаты навязанных ему дополнительных товаров (работ, услуг), а если они уже оплачены, — потребовать от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) возврата уплаченной суммы.
Требование потребителя о возврате денежной суммы, уплаченной за навязанные или приобретенные без его согласия дополнительные товары (работы, услуги), подлежит удовлетворению в течение трех дней с момента его предъявления.
Учитывая это, недопустимо не только навязывать потребителю при оформлении кредитного договора дополнительные услуги, такие как страхование жизни и здоровья, но и отказывать в заключении договора в случае отказа от этих услуг. Аналогичный запрет действует в отношении навязывания дополнительных услуг при покупке автомобиля в автосалоне, в частности, карты автопомощи, независимой гарантии, опционного договора, договора публичной оферты, сервисной гарантии и иных подобных услуг.
Таким образом, срок для возврата денежных средств за навязанную услугу при заключении договора составляет три дня с момента предъявления соответствующего требования.
Образец заявления о возврате денежных средств можно скачать на Boosty.









