Торговля товарами может осуществляться, в том числе через маркетплейсы. Как правило, отношения маркетплейсов и продавцов товара, регулируются агентским договором.
В соответствии со статьей 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил в непосредственные отношения с третьим лицом по исполнению сделки.
В зависимости от того, действует ли агент по условиям договора от имени принципала или от своего имени, соответственно применяются правила, предусмотренные главами 49 и 51 указанного кодекса. Если агент действует от своего имени, то к таким отношениям применяются положения главы 51, регулирующие отношения, вытекающие из договора комиссии.
Вышеназванным кодексом установлено, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего. Комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента.
Возмещение убытков в полном размере, реальный ущерб, упущенная выгода
Лица, права которых нарушены, могут требовать полного возмещения причиненных им убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). К убыткам также относятся неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 23.07.2015 N 25 разъясняется, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
Полное возмещение убытков означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Читайте также: Маркетплейс заплатит проценты за пользование денежными средствами
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. В удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. Размер подлежащих возмещению убытков определяется с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.
При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо учитывать, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Обязанность маркетплейса возместить убытки, связанные с утратой товара
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 N 2929/11 указывается, что объективная сложность доказывания убытков и их размера, равно как и причинно-следственной связи между причиненными убытками и принятыми обеспечительными мерами, не должна снижать уровень правовой защищенности участников гражданских правоотношений при необоснованном посягательстве на их права.
Из приведенных законоположений следует, что маркетплейс отвечает перед продавцом за утрату переданного ему товара. Соответственно, продавец вправе требовать возмещения убытков в случае его утраты. Если маркетплейсом не направлялись отчеты о продажах данного товара, товар не был возвращен продавцу, то маркетплейс обязан возместить убытки, связанные с утратой товара.