Граждане и юридические лица, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатели), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
В силу статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных указанным кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет установленную ответственность. Исключение случаи, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается законом.
Исключительное право на товарный знак, способы использования товарного знака
Гражданским кодексом к результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), отнесены, в частности, товарные знаки.
В соответствии со статьей 1477 вышеназванного кодекса на товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Пунктом 1 статьи 1484 этого же кодекса установлено, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), а именно путем размещения товарного знака:
- на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на ее территорию;
- при выполнении работ, оказании услуг;
- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
- в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Законом установлен запрет на использование без разрешения правообладателя сходных с его товарным знаком обозначений в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Нарушением исключительного права владельца товарного знака признается использование (размещение на товаре или упаковке) не только тождественного товарного знака, но и сходного с ним до степени смешения обозначения.
Ответственность за продажу контрафактного товара, требование о выплате компенсации
Продажа товара в розницу является таким способом использования объекта авторского права, как распространение, поскольку представляет собой предоставление доступа к товару неограниченному кругу лиц путем предложения его к продаже.
За нарушение права на товарный знак правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей, определяемой по усмотрению суда исходя из характера нарушения.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 определен порядок продажи иностранной валюты, акций публичных акционерных обществ, а также право кредитных организаций на открытие банковского счета и перевода денежных средств физических лиц в условиях санкций. Указ не содержит норм, направленных на ограничение охраны исключительных прав иностранных правообладателей, или иных норм, которые регулируют правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности.
Таким образом, регистрация правообладателя в качестве юридического лица на территории недружественной страны не является основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за продажу контрафактного товара, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации.